Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 3 класса на 2015 – 2016 учебный год разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО);
- Программа по формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся 1 - 4 классов;
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2010. — 191 с.
- Авторская программа по русскому языку А.В. Поляковой, Н.А. Песняевой. – М.: «Просвещение», 2011. – 128 с.
Цель: обеспечить достижение планируемых результатов по русскому языку учащимися 3 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Задачи:
- формировать коммуникативную компетентность учащихся – развитие речи школьников во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех функциях: общения, сообщения, воздействия;
- формировать навыки грамотной, безошибочной речи (устной и письменной);
- формировать у учащихся представления о языке как составляющей целостной картины миры.
Содержание программы учебного предмета представлено следующими разделами:
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Курс предполагает формирование у учащихся совокупности понятий, правил, сведений, умений, взаимодействующих между собой:
- умений выбирать адекватные речевые средства: слова, интонацию, темп речи, тембр, жесты и мимику;
- начальных умений ведения разговора (диалога) и выражения собственного мнения (монолога);
- умений различать типы и стили речи;
- умений работать с текстом;
- умений писать изложения и сочинения;
- умений выполнять звукобуквенный разбор слова;
- умений устанавливать соотношения звукового и буквенного состава слова;
- понимания слова как единства звучания, значения и грамматических признаков;
- умений различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- умений выполнять разбор слова по составу;
- умений различать части речи и определять их грамматические признаки: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, предлог, союз;
- умений различать предложение, словосочетание, слово;
- умений находить главные и второстепенные члены предложения;
- умений применять изученные правила правописания.
Языковой материал призван обеспечить формирование первоначального представления о структуре и нормах русского литературного языка.
Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности.
Реализация данной программы предполагает учет возрастных особенностей учащихся, усвоение знаний и развитие познавательных способностей учащихся, практическую направленность преподавания.
В данной программе планируемые результаты классифицируются на результаты базового и повышенного уровня. Планируемые результаты освоения данной программы повышенного уровня обозначены курсивом. Они даются в ознакомительных целях и способствуют расширению кругозора второклассников. То есть они не являются обязательными для усвоения (даются учителем, исходя из уровня подготовленности и познавательных интересов учеников) и не выносятся в требования, предъявляемые к учащимся.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Специфика предмета «Русский язык» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
– познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;
– социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
– освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
– овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
– воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Преобладающими формами контроля являются письменные контрольные работы: диктанты, контрольные списывания, тематические работы, словарные диктанты.
Плановых контрольных уроков - 14:
- контрольные диктанты – 8;
- контрольные словарные диктанты – 1;
- тематические работы - 2
- контрольное списывание – 3
Проверочных словарных диктантов – 17.
Развитие речи: изложений – 9 (1 – контрольное), сочинений – 6 (1 – контрольное).
Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык» относится к образовательной области «Филология».
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч, из них в 3 классе 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Согласно действующему учебному плану МКОУ М – Минусинской СОШ №7 данная рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета « Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Русский язык»
Раздел курса |
Содержание учебного предмета |
К-во часов |
Планируемые результаты освоения учебного предмета |
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
Виды предложений по цели высказывания и интонации. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
Развитие речи: нахождение в текстах эпитетов, пословиц, объяснение смысла пословиц, объяснение значения фразеологизмов, наблюдение за литературными жанрами — сказкой, загадкой, подбор фразеологизмов по заданному значению, выбор заглавия к тексту, работа с планом текста, рассказ по плану, нахождение слов, употреблённых в переносном значении, выразительное чтение текста.
Рассказывание друг другу о видах предложений по цели высказывания и интонации.
Подбор заголовка к тексту, работа с планом (закончить план), рассказ текста |
3 |
Развитие речи
Обучающийся научится:
-осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывании в новых речевых ситуациях; выбирать адекватные средства: слова, интонации, теми речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
-оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общении на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
-выражать собственное мнение, обосновывать его;
-владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);
-строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
-применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;
-определять последовательность частей текста, составлять план.
Обучающийся получит возможность научиться:
-использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
-сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
-находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);
-составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
-создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;
-подробно или выборочно пересказывать текст;
- -пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие;
-устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), и словах с непроизносимыми согласными;
-использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками.
Обучающийся получит возможность научиться:
-узнавать позиционные чередования звуков;
-проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов;
-соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словаря произношения, представленного в учебнике);
-находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю,
родителям и др.);
- -совершенствовать навык клавиатурного письма.
Лексика
Обучающийся научится:
-воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;
-выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);
-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
-подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;
-различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
-оценивать уместность использования слов в тексте;
-выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
-различать в тексте омонимы (на практическом уровне);
-понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;
-ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
-различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
-находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Обучающийся получит возможность научиться:
-находить в словах окончание, основу, корень приставку, суффикс, постфикс соединительные гласные в сложных словах;
-узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;
-понимать смысловые, эмоциональные изобразительные возможности суффиксов и приставок;
-оценивать правильность разбора слов по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
-различать изменяемые и неизменяемые слова;
-находить начальную форму имени существительного;
-определять грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение;
-находить начальную форму имени прилагательного;
-определять грамматические признаки прилагательных - род, число, падеж;
-различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», находить начальную (неопределенную) форму глагола;
-определять грамматические признаки глаголов - форму времени; число род (в прошедшем времени).
Обучающийся получит возможность научиться:
-выполнять морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
-оценивать правильность проведения морфологического разбора;
-устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением (личным) и существительным, на которое оно указывает;
-определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;
-устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
Синтаксис
Обучающийся научится:
-словосочетание и слово;
-устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
-находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Обучающийся получит возможность научиться:
-различать второстепенные члены предложения - определение, дополнение;
-выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
-устанавливать связи при помощи смысловых вопросов между словами в словосочетании и предложении;
-использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
-применять ранее изученные правила правописания, а также:
-непроизносимые согласные;
-непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными;
-гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
-разделительные ъ и ь;
-безударные окончания имен прилагательных;
-не с глаголами;
-раздельное написание предлогов с другими словами;
-определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);
-безошибочно списывать текст;
-писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
-проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
-применять правила правописания:
-ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);
-гласные в суффиксах -ик, -ек;
-соединительные гласные о, ев сложных словах;
-запятые при однородных членах предложения;
-объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
-объяснять правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных;
-осознавать место возможного возникновения орфограммы;
-подбирать примеры с определенной орфограммой;
-при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;
-при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах;
- -различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.
|
Личностные УУД
У обучающихся будут сформированы:
-ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
-интерес к познанию русского языка;
-ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
-предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
-осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
-развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
-представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
-понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
-ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
-понимание чувств одноклассников, учителей;
-понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
-способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-сопереживания другим людям;
-следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
-чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
-контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
-отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
-вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
-действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться:
-самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно - образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
-на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
-осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
-пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
-строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
-находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
-воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
-обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
-подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
-записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
-создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
-строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
-ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать другое мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
-контролировать действия партнера;
адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
-оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
-использовать речь для планирования своей деятельности.
|
Понятия о подлежащем и сказуемом: признаки подлежащего и сказуемого, роль в предложении. Какими частями речи могут быть выражены главные члены предложения? Роль второстепенных членов предложения. Предложения распространённые и нераспространённые. Разбор предложения по членам предложения. Связь главных членов предложения с второстепенными.
Развитие речи: составление предложений с заданными словами, по рисунку, работа с фразеологизмами, объяснение смысла пословиц, нахождение образных сравнений и крылатых выражений в тексте, слов, употреблённых в переносном значении, выразительное чтение текста, рассказывание по рисункам, составление плана к рассказу, наблюдение за литературными жанрами — сказкой, загадкой, стихотворением, басней. |
9 + 2 резерв |
Понятие о корне как главной части слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень — общая часть родственных слов. Подбор однокоренных слов к именам существительным, именам прилагательным, глаголам. Нахождение корня в слове.
Развитие речи: чтение и объяснение смысла фразеологизмов; нахождение в тексте слов, употреблённых в переносном значении; наблюдение за литературными жанрами — скороговоркой, загадкой, стихотворением; составление предложений с заданным словом. |
4 |
Понятие о суффиксе. Работа суффикса в слове. Образование слов с суффиксами -ик-, -ек-, -очк-, -ечк, -к-, -ок-, -ушк-, -юшк-, -н-, -еньк-, -ник-, -ниц-. Чередование звуков в корнях слов при их образовании. Правописание суффиксов -ик-, -ек-. Обозначение суффиксов в слове.
Развитие речи: определение жанров текста — дразнилки, колыбельной, скороговорки, заклички; объяснение значения фразеологизмов; наблюдение за смысловым оттенком, который придают словам суффиксы; наблюдение за литературными жанрами — загадкой, стихотворением, басней; определение наличия в тексте диалога (монолога); определение типа текста — повествование, описание. |
7 |
Понятие приставки. «Работа» приставки в слове. Написание разделительного ъ в приставках. Написание приставки с-, приставок с буквами о, а. Правописание парных согласных в приставках. Подбор однокоренных слов с приставками с-, от-, об-, по-, о-, про-, до-, под-. Обозначение приставки в слове.
Развитие речи: наблюдение за жанрами литературного языка — загадкой, стихотворением, скороговоркой, сказкой; работа с устойчивыми сочетаниями слов — фразеологизмами. |
8 + 2 резерв |
Отличие приставки от предлога. Роль приставки и предлога в речи. Наблюдение за предлогами и приставками в речи. Написание предлога и приставки со словами.
Развитие речи: подбор синонимов к фразеологизмам; объяснение значения фразеологизмов. |
3 |
Понятие об окончании. Работа окончания в языке. Наблюдение за изменением окончаний. Формы слова. Начальная форма слова. Нулевое окончание. Нахождение окончания в слове. Обозначение окончаний.
Развитие речи: чтение и объяснение смысла пословиц; работа с загадками; составление предложений с данными словами |
4 |
Понятие об основе слова. Алгоритм выполнения разбора слова по составу. Корень как главная часть основы слова. Образование слов разными способами.
Развитие речи: объяснение значения фразеологизмов, деление текста на части, рассказывание текста с использованием опорных слов, написание изложения текста. |
6 |
Обозначение долгих согласных звуков двумя буквами. Перенос слов с буквами двойных согласных звуков. Образование однокоренных слов от слов с двойными согласными. Подбор однокоренных слов с двойными согласными.
Развитие речи: работа с загадками, скороговорками; составление предложений со словами с двойными согласными; работа с устойчивыми сочетаниями слов — фразеологизмами. |
5 |
Понятие о сложных словах. Образование сложных слов. Соединительные буквы о и е в сложных словах — орфограммы.
Развитие речи: нахождение в авторском тексте образных сравнений; составление предложений из заданных слов, составление рассказа из этих предложений; наблюдение за литературным жанром — стихотворением, загадкой. |
5 |
Наблюдение за произношением парных согласных в середине слова и обозначением их на письме. Необходимость проверки парных согласных в середине слова. Правописание парных согласных звуков в середине слова. Проверяемое и проверочное слова. Объяснение орфограмм на месте пропуска букв.
Развитие речи: наблюдение за литературными жанрами — загадкой, стихотворением; подбор фразеологизмов по заданному значению, объяснение значения фразеологизмов; подбор антонимов к прилагательным. |
10 + 2 резерв |
Какие согласные звуки называются непроизносимыми? Буквы на месте непроизносимых согласных — орфограммы. Проверка написания слов с непроизносимыми согласными. Проверочные и проверяемые слова. Подбор слов с непроизносимыми согласными. Объяснение орфограмм на месте пропуска букв. Орфограммы, проверяемые одним и тем же способом.
Развитие речи: составление предложений с заданными словосочетаниями; составление предложений со словами с непроизносимыми согласными; наблюдение за литературным жанром — сказкой; объяснение значения фразеологизма, написание фразеологизма по данному значению; различение стиля текста (художественный, научный). |
7 + 2 резерв |
Понятие о словоизменении. Понятие о словообразовании. Их различия. Упражнение в словоизменении и словообразовании.
Развитие речи: наблюдение за литературным жанром — сказкой; подготовка к устному изложению (дома, по плану); деление текста на части, озаглавливание частей текста; составление плана рассказа. |
4 + 1 резерв |
Склонение как изменение имён существительных по падежам. Падежные вопросы. Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи. Падежи, в которых имена существительные употребляются с предлогами. Вопросы к именам существительным с предлогами.
Развитие речи: наблюдение за литературным жанром — стихотворением, сказкой; составление предложений с заданным словом. |
5 + 2 резерв |
Зависимость склонения имен существительных от их рода. Определение склонения имени существительного. Признаки 1-го склонения имён существительных. Признаки 2-го склонения имён существительных. Признаки 3-го склонения имён существительных. Определение склонения имени существительного, стоящего в косвенном падеже.
Развитие речи: нахождение в текстах образных сравнений, озаглавливание текста, объяснение значения фразеологизма. |
7 |
Различия именительного и винительного падежей. Окончания имён существительных 1-го склонения в винительном падеже. Родительный падеж имён существительных 1-го склонения. Написание ударных и безударных окончаний имён существительных в одном и том же падеже. Дательный и предложный падежи. Окончания имён существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах. Творительный падеж. Окончания имён существительных в творительном падеже. Употребление предлогов в разных падежах.
Развитие речи: наблюдение за жанром литературной речи — сказкой, загадкой; объяснение смысла пословиц; нахождение слов, употреблённых в переносном значении, объяснение их смысла; объяснение значения фразеологизмов, запись фразеологизмов по заданному значению; составление предложений по рисунку; озаглавливание текста; написание изложения-описания внешнего вида животного; составление словосочетаний при помощи предлогов; составление предложений с данными существительными в указанных падежах с предлогами. |
16 + 1 резерв |
Определение падежа одушевлённого существительного 1-го склонения во множественном числе
Развитие речи: наблюдение за литературным жанром — стихотворением; составление плана к тексту, рассказывание по плану. |
2 |
Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием. Мягкий и твёрдый типы склонения. Именительный, родительный и винительный падежи существительных 2-го склонения. Творительный и предложный падежи существительных 2-го склонения. Правописание безударных окончаний существительных 2-го склонения (наблюдение).
Развитие речи: наблюдение за литературными жанрами — загадкой, стихотворением, скороговоркой; объяснение значения фразеологизмов; составление словосочетаний и предложений с заданными словами. |
6 + 2 резерв |
Сходство склонения существительных на -й и существительных 2-го склонения мужского рода с нулевым окончанием. Склонение имён существительных на -й. Правописание окончаний имён существительных на -й. |
2 |
Наблюдение за окончаниями существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц], в ударной и безударной позиции.
Развитие речи: наблюдение за литературным жанром — стихотворением; составление словосочетаний и предложений по теме; объяснение значения фразеологизмов. |
2 + 1 резерв |
Признаки члена предложения — дополнения. Нахождение дополнений в предложениях, текстах.
Развитие рении: составление окончания рассказа |
2 |
Наблюдение за окончаниями имен существительных мужского рода во множественном числе, а также 1-го и 2-го склонения во множественном числе.
Развитие речи: наблюдение за жанром литературной речи — стихотворением; написание изложения по плану; работа с фразеологизмами. |
4 |
Склонение имён существительных мужского и среднего рода в единственном и множественном числе (наблюдение). Правописание окончаний имён существительных 2-го склонения в творительном падеже в единственном числе и в предложном падеже.
Развитие речи: объяснение смысла пословиц; составление предложений с существительными в указанном падеже. |
5 + 1 резерв |
Понятие определения. Части речи, которыми могут быть выражены определения. Нахождение определений в предложениях.
Развитие речи: составление предложений с данными определениями; подбор синонимов и антонимов к прилагательным; наблюдение за особенностями загадок, стихотворений; нахождение в тексте образных сравнений. |
5 |
Понятие об однородных членах предложения.
Нахождение однородных членов в предложениях. Однородные подлежащие, сказуемые, дополнения, определения.
Развитие речи: наблюдение за жанрами литературной речи — стихотворением, сказкой; составление предложений с однородными членами; запись фразеологизмов по значению |
3 |
Наблюдение за способами соединения однородных членов. Правила расстановки знаков препинания при однородных членах.
Развитие речи: составление предложений с однородными членами, наблюдение за особенностями загадок. |
2 + 2 резерв |
Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. Правописание окончаний существительных 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.
Развитие речи: составление словосочетаний и предложений с именами существительными 3-го склонения, наблюдение за особенностями загадок. |
3 |
Наблюдение за падежными окончаниями существительных 3-го склонения. |
2 + 2 резерв |
Правописание имён существительных 3-го склонения с шипящим звуком на конце.
Развитие речи: наблюдение за особенностями сказок; объяснение значения фразеологизма. |
2 |
Понятие об имени числительном. Количественные числительные. Порядковые числительные. Изменение порядковых числительных по числам, родам, падежам. Правописание имён числительных.
Развитие речи: правильное употребление в речи имён числительных, составление предложений с именами числительными. |
4 |
Выделение главной мысли текста. Озаглавливание текста. Нахождение слов с переносным значением. Расположение частей текста в нужной последовательности. Понятие реплики. Жанры текста. Стили речи. Типы текста |
3 |
Автомобиль, адрес, аккуратно, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера, герой, горячий, готов, дорога, до свидания, жёлтый, животное, завтра, запад, засеять, здесь, здравствуйте, земляника, инженер, интересный, картина, кастрюля, квартира, килограмм, комбайн, космонавт, космос, костёр, лестница, магазин, медленно, месяц, металл, метро, морковь, назад, налево, направо, обед, огурец, осина, отец, песок, победа, прекрасный, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, растение, решать, рисунок, север, сегодня, соловей, солома, столица, тарелка, театр, телефон, теперь, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, урожай, футбол, хоккей, хороший, четверг, чёрный, шоссе, шофёр, экскурсия |
Материально – техническое обеспечение учебного предмета
1. Книгопечатная продукция
2. Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
- компьютер;
- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
3. Оборудование класса:
-ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев; стол учительский с тумбой; шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; настенные доски для вывешивания иллюстративного материала; подставки для книг, держатели
для схем и таблиц и т. д.
Учебно – методическое обеспечение
1.Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 3 класс: В 2 ч.
2.Полякова А.В., Песняева Н.А. Русский язык: Рабочие программы. 1-4 классы.
3.Полякова А.В. Русский язык в начальной школе: 1-4 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя.
4.Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образовании. Приказ № 373 от 06 октября 2009 года.
6.Основная образовательная программа начального общего образования.
7.Программа по формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся 1 - 4 классов.
8.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2010. — 191 с. — (Стандарты второго поколения).
9.Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: «Федоров». 2011. – 224 с.
|