Приветствую Вас Гость | RSS

Учитель начальных классов Анциферова Ольга Петровна

Цитата дня
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Если ребенок – левша

Если ребенок – левша (советы психолога родителям)

 
"Завитки раковины за редкими исключениями
завернуты справа налево. И если попадается
раковина-левша, знатоки ценят ее на вес золота".
Жюль Верн
     Практически в любой работе, посвященной левшам, приводится перечень знаменитых леворуких. Почти всегда упоминаются Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи и Пол Маккартни, реже – Жанна д’Арк, Билл Клинтон и Брюс Уиллис. В     качестве иллюстрации обычно используют "Алису в Зазеркалье" Л. Кэррола. Можно также вспомнить о том, что почти на всех языках, включая русский, понятие "правый" является синонимом "правильный", а "левый", соответственно – наоборот.
     В художественной литературе людям с ведущей левой рукой также уделено определенное место, причем не только "настоящим" левшам, как герой произведения Лескова, но и так называемым "амбидекстрам", то есть людям, одинаково владеющим обеими руками. К последним, судя по описанию, принадлежал один из трех мушкетеров – Атос. Правда, следует добавить, что многие профессиональные бойцы того времени на случай ранения правой руки специально развивали в себе умение фехтовать и стрелять левой.
     В перечне наиболее известных, хотя не всегда достоверных, фактов о левшах, встречаются такие:
- Левши составляют 20% всех талантливых людей
- Среди мужчин они встречаются чаще, чем среди женщин
- Левши чаще получают травмы и вообще живут меньше, чем правши
- С левшами трудно фехтовать (боксировать, играть в теннис), при этом 40% золотых медалей в боксе выиграли левши
- У них часто встречаются речевые нарушения
     Использование левой или правой руки в качестве ведущей (так называемая "рукость") является отражением мозговой организации психической деятельности человека. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые, что особенно опасно, могут проявляться не сразу, а через несколько лет.
Совет 1. Если бабушка, соседка или воспитательница в детском саду, ссылаясь на собственный богатый опыт, настаивают на переучивании, тем не менее, рекомендуйте ребенку выполнять действия так, как ему удобнее, а с другой стороны, давайте ему игрушки, ложку попеременно в обе руки, развивая и правую, и левую.
     Причина самого наличия доминирующей руки окончательно не определена. Предполагается, что биологические и культурные факторы в данной ситуации взаимодействуют. Между прочим, при рождении близнецов, если один из них левша, он, как правило, рождается с меньшим весом и интеллектуально уступает в развитии своему праворукому ближайшему родственнику.
Совет 2. Если в школе обучаются близнецы с разной рукостью, не следует ждать от них одинаковых успехов, и не следует эти успехи сравнивать. Такого левшу лучше научить сравнивать себя с самим собой ("Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!").
     У детей-левшей часто встречаются речевые нарушения. Привычными проблемами также являются стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении "лево", "право", иногда "выше", "ниже". Это может привести к сложностям в обучении, в том числе письму и решению задач.
Совет 3. Родителям маленького левши необходимо каждый раз убеждаться, что ученик-левша действительно усвоил новый материал (или нашел собственный способ усвоения). Предложите ему дополнительные зрительные или другие опоры для запоминания ("у тебя часы на левой руке" или "у буквы "б" хвостик торчит вверх, как у белочки, а у буквы "д" – вниз, как у дятла").
     У левши многие поведенческие навыки формируются и закрепляются медленнее и с большим трудом, чем у правшей. А между тем, именно они позволяют человеку успешно функционировать в обществе. Поэтому, воспитывая левшу, следует максимально закреплять как можно больше навыков, используемых им в повседневной жизни. Родители должны при этом помнить, что левая рука обладает большими потенциальными возможностями, например, более точно определяет на ощупь форму предметов, быстрее достигает заданного усилия.
Совет 4. Чтобы научить ребенка-левшу пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т.д., возьмите его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторите нужное движение. Ваша задача – буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае пальцев его рук, ног, туловища, головы.
     Левшам нелегко дается то, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой. Внешне это может проявляться в характерных "застреваниях" в начале любого вида деятельности, в том числе речевого высказывания. У детей-левшей бывают затруднения при выполнении сложных движений. Это особенно заметно при необходимости быстрых несинхронных действий обеих рук, например, в танце. Часто дети жалуются, что им "мешают" руки или ноги, если приходится выполнять сложное гимнастическое упражнение или танец.
Совет 5. Дайте левше время, чтобы включится в работу, не торопите его, если он не может делать сразу несколько дел.
     Во время утренней зарядки предлагайте упражнения, в которых были бы задействованы обе руки или ноги (например, имитация плавания "кролем"). Каждое упражнение должно быть предварительно отработано по отдельным составляющим движениям.
     Плавание вообще очень полезно, а для левшей с их проблемами координации движений – особенно. Но, если поблизости нет бассейна и спортивного зала, – не страшно. Помогают даже такие малозатратные виды упражнений, как глазодвигательные (слежение взглядом за двигающимся предметом или самостоятельно – влево, вправо, вверх, вниз и т.д.). По мере усвоения они могут выполняться в комплексе с движениями мышц языка: сначала язык и глаза двигаются в одну и ту же сторону, затем – в противоположные.
     Для преодоления речевых затруднений с ребенком нужно больше разговаривать, обучая его самостоятельно подбирать нужные слова, без "ну это, как его, это же понятно!". Очень полезны такие хрестоматийные игры, как "Города" и "Балда" (как устный, так и письменный варианты).
     И в заключение снова об известных, но не обязательно достоверных фактах:
- Леворукие мужчины японского и китайского происхождения имеют более высокий интеллект, чем праворукие, тогда как женщины имеют обратную тенденцию.
- При изучении влияния домашних животных на воспитание детей, проводимых российскими и французскими учеными, автором данной статьи был сделан вывод о том, что в семьях левшей собаки встречаются почти в два раза чаще, чем кошки.
Источник: http://left-life2.by.ru/st/st2.htm
Вход на сайт
Поиск
Block content
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 66
Жизнь сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz