Зачем нужно развивать память.
Ребенку совсем не обязательно уметь запоминать все на свете, но хорошая память – верный помощник в жизни, а главное, в учебе.
Способность к запоминанию находится в прямой зависимости от возраста, и уже доказано, что чем старше ребенок, тем лучше работает у него память. Ученые считают, что это обусловлено не столько развитием самой памяти, сколько совершенствованием техники ее применения. То есть с возрастом дети учатся применять ту или иную стратегию, которая позволяет им легче и результативнее запоминать новую информацию, а потом находить ее в памяти.
Память и ее развитие также напрямую связаны с уровнем умственных способностей ребенка. Существует прямая зависимость между тем, о чем кроха может думать и что делать, и тем, что он в состоянии запомнить. Поэтому очевидно, что с развитием умственных способностей, которое происходит по мере взросления малыша, связано и развитие памяти.
Наш багаж знаний тоже оказывает огромное влияние па способность запоминать новую информацию и вспоминать старую. Так что по мере увеличения объема знаний будет развиваться и память.
Большое значение имеет и то обстоятельство, что новые знания должны иметь какое-то значение для ребенка. И чем более они соприкасаются с его интересами, тем легче ему будет их запомнить. Чтобы убедиться в этом, попросите вашего малыша назвать имена его любимых мультипликационных героев: без сомнения, он выпалит их без единой запинки. Поэтому-то мотивация и играет такую важную роль в процессе обучения: она помогает незнакомым вещам стать значимыми и интересными для изучающего.
Чтобы что-то запомнить, недостаточно только повторять слова, цифры, фразы. Запомнить информацию можно, но память – это не только способность сохранять необходимое в голове, но и извлекать его оттуда, а вот это-то как раз при таком способе весьма проблематично.
Когда вашему ребенку нужно что-то запомнить, он должен применять определенные методы, которые способны не только сохранить информацию в памяти, но и впоследствии ее воспроизвести. В науке эти методы называются «стратегиями».
Произнесение вслух заучиваемого материала – это наиболее простая и распространенная стратегия, которую многие дети поначалу (лет до 8) применяют неосознанно. Если вы понаблюдаете за тем, как ваш малыш учит таблицу умножения, правило правописания или новые слона для урока иностранного языка, то увидите, как он шевелит губами, повторяя то, что читает. Маленькие дети редко могут учить что-либо специально: обычно они хорошо запоминают стихи, числа и т. п., повторяя их в игровых ситуациях.
Однако нужно сказать, что произнесение заучиваемого материала требует слишком много усилий, времени и внимания. К тому же результатов запоминания по такой стратегии хватает не надолго, так как ребенок ведет себя, как попугай, в прямом смысле этого слова, совершенно не пытаясь понять связи, существующие между элементами того, что он заучивает. Поэтому такая стратегия подходит для запоминания информации, которая должна понадобиться в ближайшее время: на длительный срок она не рассчитана. Это типичный способ подготовки к экзамену, после которого все успешно выветривается из головы.
Куда более полезно научить ребенка «организовывать» заучиваемый материал, то есть группировать его в процессе заучивания и находить связи между элементами того, что он учит, а также между новыми и старыми знаниями. Например, если для урока иностранного языка малыш должен выучить некоторое количество новых слов, то, прежде чем их учить, нужно сгруппировать их по какому-то признаку, например, по первой букве, значению или ассоциациям. Также полезно пытаться увязать новые знания с теми, которыми ребенок уже обладал, например, изучая следующий столбец таблицы умножения, проводить параллели с уже выученными. Ведь новые знания практически всегда в чем-то «повторяют» старые, и, таким образом, в голове выстраивается некая связь одного с другим и появляются ориентиры, которые помогут в нужную минуту полноценно восстановить в памяти необходимую информацию. Немного практики и вашей помощи, и малыш без труда овладеет этой полезной стратегией.
«Высший пилотаж» в заучивании материала – это системное запоминание. Если ваш ребенок просто прочтет текст (вслух или про себя), он поймет его и даже запомнит в общих чертах. Но цельное и системное представление у него сложится только в процессе активного запоминания, то есть, составляя конспект прочитанного, записывая основные идеи и сведения, устанавливая связи между частями изучаемого материала и выясняя ответы на возникающие вопросы. Таким образом, информация не просто запоминается, а хорошо понимается и осмысливается ребенком и остается в голове на долгое время в виде стройной системы.
Чтобы с легкостью применять вышеперечисленные стратегии, нужны практика и помощь родителей, которые должны помогать детям выполнять то или иное задание. Если ваш малыш научится правильно запоминать новую информацию, он получит в свое распоряжение мощный инструмент, нужный для учебы, а впоследствии и для работы, который называется «память».
Способность к запоминанию находится в прямой зависимости от возраста, и уже доказано, что чем старше ребенок, тем лучше работает у него память. Ученые считают, что это обусловлено не столько развитием самой памяти, сколько совершенствованием техники ее применения. То есть с возрастом дети учатся применять ту или иную стратегию, которая позволяет им легче и результативнее запоминать новую информацию, а потом находить ее в памяти.
Память и ее развитие также напрямую связаны с уровнем умственных способностей ребенка. Существует прямая зависимость между тем, о чем кроха может думать и что делать, и тем, что он в состоянии запомнить. Поэтому очевидно, что с развитием умственных способностей, которое происходит по мере взросления малыша, связано и развитие памяти.
Наш багаж знаний тоже оказывает огромное влияние па способность запоминать новую информацию и вспоминать старую. Так что по мере увеличения объема знаний будет развиваться и память.
Большое значение имеет и то обстоятельство, что новые знания должны иметь какое-то значение для ребенка. И чем более они соприкасаются с его интересами, тем легче ему будет их запомнить. Чтобы убедиться в этом, попросите вашего малыша назвать имена его любимых мультипликационных героев: без сомнения, он выпалит их без единой запинки. Поэтому-то мотивация и играет такую важную роль в процессе обучения: она помогает незнакомым вещам стать значимыми и интересными для изучающего.
Чтобы что-то запомнить, недостаточно только повторять слова, цифры, фразы. Запомнить информацию можно, но память – это не только способность сохранять необходимое в голове, но и извлекать его оттуда, а вот это-то как раз при таком способе весьма проблематично.
Когда вашему ребенку нужно что-то запомнить, он должен применять определенные методы, которые способны не только сохранить информацию в памяти, но и впоследствии ее воспроизвести. В науке эти методы называются «стратегиями».
Произнесение вслух заучиваемого материала – это наиболее простая и распространенная стратегия, которую многие дети поначалу (лет до 8) применяют неосознанно. Если вы понаблюдаете за тем, как ваш малыш учит таблицу умножения, правило правописания или новые слона для урока иностранного языка, то увидите, как он шевелит губами, повторяя то, что читает. Маленькие дети редко могут учить что-либо специально: обычно они хорошо запоминают стихи, числа и т. п., повторяя их в игровых ситуациях.
Однако нужно сказать, что произнесение заучиваемого материала требует слишком много усилий, времени и внимания. К тому же результатов запоминания по такой стратегии хватает не надолго, так как ребенок ведет себя, как попугай, в прямом смысле этого слова, совершенно не пытаясь понять связи, существующие между элементами того, что он заучивает. Поэтому такая стратегия подходит для запоминания информации, которая должна понадобиться в ближайшее время: на длительный срок она не рассчитана. Это типичный способ подготовки к экзамену, после которого все успешно выветривается из головы.
Куда более полезно научить ребенка «организовывать» заучиваемый материал, то есть группировать его в процессе заучивания и находить связи между элементами того, что он учит, а также между новыми и старыми знаниями. Например, если для урока иностранного языка малыш должен выучить некоторое количество новых слов, то, прежде чем их учить, нужно сгруппировать их по какому-то признаку, например, по первой букве, значению или ассоциациям. Также полезно пытаться увязать новые знания с теми, которыми ребенок уже обладал, например, изучая следующий столбец таблицы умножения, проводить параллели с уже выученными. Ведь новые знания практически всегда в чем-то «повторяют» старые, и, таким образом, в голове выстраивается некая связь одного с другим и появляются ориентиры, которые помогут в нужную минуту полноценно восстановить в памяти необходимую информацию. Немного практики и вашей помощи, и малыш без труда овладеет этой полезной стратегией.
«Высший пилотаж» в заучивании материала – это системное запоминание. Если ваш ребенок просто прочтет текст (вслух или про себя), он поймет его и даже запомнит в общих чертах. Но цельное и системное представление у него сложится только в процессе активного запоминания, то есть, составляя конспект прочитанного, записывая основные идеи и сведения, устанавливая связи между частями изучаемого материала и выясняя ответы на возникающие вопросы. Таким образом, информация не просто запоминается, а хорошо понимается и осмысливается ребенком и остается в голове на долгое время в виде стройной системы.
Чтобы с легкостью применять вышеперечисленные стратегии, нужны практика и помощь родителей, которые должны помогать детям выполнять то или иное задание. Если ваш малыш научится правильно запоминать новую информацию, он получит в свое распоряжение мощный инструмент, нужный для учебы, а впоследствии и для работы, который называется «память».