Цитата дня
Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языкаМетоды и приёмы работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языкаВ настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Дети с ОВЗ – это лица в возрасте до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях реализации образовательного процесса в виду нарушений физического и (или) психического здоровья и развития, носящих постоянный или временный характер. Дети-инвалиды – это лица, не достигшие 18 лет, имеющие серьёзные расстройства физического или психического здоровья, чаще всего постоянного характера, возникшие вследствие заболевания или травмы. «В новом тысячелетии человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как объект социально-педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. В связи с этим поиск оптимальных путей обучения, воспитания и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями встает в число первостепенных задач педагогической науки…». Грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для учащегося с ОВЗ позволяет обеспечить развитие каждого школьника. Великий Иван Петрович Павлов говорил, что в педагогике, как и в лечении, главное – постепенность и тренировка. Постепенно, последовательно, от самого простого к сложному, абстрактному до выработка прочного навыка - такова логика построения урока закрепления знаний. Поделимся опытом работы по применению форм, методов и приёмов на этапах применения и закрепления знаний. Это выполнение типовых, конструктивных и творческих заданий.
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) состоит из следующих этапов: 1) Организационный этап. 2) Этап проверки домашнего задания, 3) Воспроизведение опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 4) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 5)Этап применения и закрепления знаний в знакомой ситуации (выполнение типовых заданий). 6) Этап применения и закрепления знаний в измененной ситуации (выполнение конструктивных заданий). 7) Этап применения и закрепления знаний в новой (проблемной) ситуации (выполнение творческих заданий). 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Разделение типов заданий для учащихся и для учащихся с ОВЗ происходит на этапах актуализации знаний и этапах применения и закрепления знаний. Именно на этих этапах необходимо дифференцировать задания для всех учащихся и учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Итак, какие формы, методы и приёмы наиболее эффективны, приемлемы, результативны? Цель этапа применения и закрепления знаний в знакомой ситуации - организация деятельности учащихся по применению и закреплению знаний при выполнении типовых заданий. На данном этапе обучающиеся выполняют типовые задания на закрепление изученной темы, работают у доски, в то время как учащиеся с ОВЗ выполняют типовые задания самостоятельно или в парах, используя алгоритм, словари, материал учебника, проверяют выполненные задания по эталону, осуществляют взаимопроверку. Учитель обращает внимание на правильное решение, указывает на наглядную опору, помогает составить план действий. Опорные схемы, таблицы, алгоритмы, комплекты карточек разного уровня сложности и разного объёма дают возможность проводить многократное повторение материала. Дидактическая игра является одной форм обучения детей. Она развивает самостоятельность и активность, позволяет давать посильное задание каждому ребёнку. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят с окружающим миром, обогащают речь, способствуют развитию логического мышления.
У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают информационные технологии. Цвет, движение, звук – это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным. Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного яркого занимательного материала. Например, такой приём, как «цветной» диктант.
Ученики осуществляют самопроверку «цветного» диктанта и ставят себе отметку.
Учащиеся, справившиеся с комплексом типовых заданий, переходят к выполнению конструктивных заданий повышенного уровня
Использование универсального приёма «Морфологический ящик» позволяет учащимся конструировать новые слова, видеть состав слова. Например, это сбор частей слова для конструирования новых слов по теме «Правописание Н и НН в прилагательных». Важно, что при использовании этого приёма даётся не готовый дидактический материал, а детям приходится добывать его самим.
Комплексная работа с текстом является важной работой на каждом уроке. Учащиеся работают самостоятельно, выполняют следующие задания к тексту (на слайде) осуществляют взаимопроверку. Обучающиеся с ОВЗ получают упрощённый вариант (задания меньшего объёма), работают в парах, фиксируют затруднения, получают консультации учителя или учеников-консультантов.
При работе с текстом применяем приёмы визуальной организации материала. Например, для выделения основной мысли текста, ключевых слов используется приём «Маркировка текста». Выполнение таких заданий формируют внимательность, наблюдательность, усидчивость. Следующий этап – это этап применения и закрепления знаний в новой (проблемной) ситуации (выполнение творческих заданий). При организации познавательной деятельности на этом этапе наиболее приемлемой является групповая форма. Учащиеся выполняют задания творческого, проблемного характера в группе. Демонстрируют результат публично, осуществляют самомооценку собственной деятельности, оценку деятельности группы. Обучающиеся с ОВЗ включаются в работу группы, выполняют задания руководителя группы. Групповая форма организации познавательной деятельности способствует формированию коммуникативных умений, развитию социальной активности, толерантного отношения детей друг к другу. В таблице представлены разные типовые задания с выбором ответа.
Проблемные задания с выбором ответа формируют умение анализировать информацию; применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию, развивают словесно-логического мышление (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Работа по развитию речи должна быть составной частью любого урока, так как ограниченный словарный запас и недостаточно развитая устная и письменная речь учащихся с ограниченными возможностями здоровья являются причиной возникающих трудностей при создании собственных текстов. Обязательными являются следующие задания:
Вместо скобок вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные. Тихий, знакомый слышится звук: «Хоррр, хоррр, цвиу! Хоррр, хоррр, цвиу!» — это тянет над (утре…им) лесом вальдшнеп. Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря. Создание собственных письменных текстов (изложений или сочинений) является самым сложным заданием. Но только систематическая, кропотливая, целенаправленная совместная работа учителя и ученика принесёт результаты. Пусть хоть маленькие, но победы. На слайде представлено сочинение ученика 5 класса с ограниченными возможностями здоровья. Принципы работы с обучающимися с ОВЗ
И закончить свою работу хотелось бы словами Ника Вуйчича, человека-легенды, знаменитого австралийского писателя, общественного деятеля: «Столкнувшись с трудностями, нельзя сдаваться, бежать. Вы должны оценивать ситуацию, искать решения и верить в то, что всё делается к лучшему. Терпение – вот ключ к победе». Список использованной литературы
Источник: https://www.1urok.ru/categories/14/articles/22610
|
Поиск
Block content Архив записей
Образование (ЭОР)
Наш опрос
Жизнь сайта
|
||||||||||||||||||||