Приветствую Вас Гость | RSS

Учитель начальных классов Анциферова Ольга Петровна

Цитата дня
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Организация работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка

Организация работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка
     Основная задача изучения детьми с ОВЗ предмета  русский язык  — открыть  школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать возможности слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства.
      Помимо задач по  обучению необходимо решить следующие задачи:
- повысить самооценку ребёнка;
- расширить представления обучающегося о мире в целом;
-  усилить положительное отношение к учебной деятельности.
     При работе с детьми с ОВЗ  необходима разноуровневая дифференциация обучения. Она  широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.                      
     Необходимо учитывать при этом индивидуальные возможности учащихся. Упражнения составляются таким образом, чтобы умственные действия, совершаемые учеником, соответствовали характеру материала,  и чтобы выполнение заданий способствовало формированию различных познавательных действий, особенно мыслительных.
     Учащихся с ограниченными возможностями здоровья следует постепенно подводить к основным теоретическим определениям, понятиям. Прежде чем перейти к объяснению нового  материала, надо напомнить учащимся основные знания, на которых базируется новый учебный материал. Поэтому теоретический материал даю в ознакомительном плане и опираюсь на наглядные представления учащихся.  Излагать учебный материал следует небольшими частями с выделением главных составляющих. Деление учебного материала на части способствует выявлению наиболее трудных для восприятия учащимися тем.
Необходимо учитывать,  что при опросе учащиеся с ОВЗ часто не могут   привести свои примеры к правилу, и не только дети с ЗПР, но и с другими заболеваниями в силу своего состояния, а лишь по возможности заучивают теорию с уже существующими примерами.  Максимально использую наглядные средства обучения, большое внимание уделяю практической работе, выполнению простейших  заданий, если это ребенок с ЗПР.
     Положительную роль в развитии внимания, мышления, памяти, развитии речи играет  словарно-орфографическая работа,  которую я провожу на  каждом  уроке. Это помогает сконцентрировать внимание учащихся. При этом обязательно пишем на доске слова для зрительного восприятия. На доске написано слово, производится подбор однокоренных слов, составляется предложение с этим словом: если изучается сложное предложение, то сложное составляется, если диалог, то несколько реплик. Если изучается тема «Причастный оборот», то составляется предложение с данным словом и причастным оборотом.  Учащиеся    активно включаются в    работу.
     Стимулы повышения интереса к предмету  детей разнообразны:
  1. занимательность (дети данной категории чрезвычайно чутко реагируют на необычное, интригующее, дающее выход эмоциям);
  2. заинтересованность учащихся в конечном результате учебной деятельности;
  3. похвала со стороны учителя, положительная оценка деятельности, стараниям для таких учащихся очень важна.      
      Для формирования познавательной активности учащихся с ОВЗ рекомендую использовать занимательный материал. Он прекрасно воздействует на развитие ребенка в учебном процессе. Использование занимательного материала на уроках помогает разнообразить учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление у детей, придаёт позитивное настроение. 
     Письменная речь представляет собой сложный процесс для данной категории детей (особенно с ЗПР), так как представляет собой сложные процессы, состоящие из многочисленных операций.
Письмо предполагает:
- осуществление точного и последовательного фонематического анализа слова, соотнесения звуков с соответствующими фонемами. Постоянная работа, например, в 5 классе по списыванию текста с пропущенными буквами, а затем поиск по образцу своих ошибок учит ребенка вниманию.
     Уроки развития речи для детей с ограниченными возможностями здоровья обязаны быть насыщены лексическими заданиями - это напрямую влияет на формирование различных речевых умений. Дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, составлять простые, а далее и сложные предложения, сочинять диалоги, монологи. В процессе систематических упражнений у учащихся формируется умение составить хотя бы 2-3 предложения, а в дальнейшем, возможно,  составлять текст по плану.
На данных уроках главное –  поддерживать у детей стремление учиться, вырабатывать познавательные интересы, расширять словарный запас,    выполнять упражнения на сравнение слов в прямом и переносном смысле,   развивать у учащихся способность различать и понимать значение и оттенки слов в тексте.
     Система упражнений, заданий для детей с ОВЗ должна быть подобрана с постепенным увеличением сложности. Поэтапное усложнение соответствует особенностям мыслительной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
     При выполнении заданий и упражнений учащиеся могут пользоваться различными таблицами, схемами, карточками, инструкциями, так как в силу особенностей психического развития сразу запомнить правило или теоретические знания они не способны. Использование вспомогательных средств  обучения  оказывают благоприятное воздействие на запоминание.
На уроке дети с ОВЗ  постоянно нуждаются в помощи учителя. Выделяются три вида помощи: стимулирующая, направляющая, обучающая. Какую выбрать – решать вам.
     У учащихся с ограниченными возможностями здоровья наиболее развито наглядно-образное мышление, поэтому  и эффективны уроки с применением наглядности: схемы, опорные таблицы,  памятки. На следующем уроке учащиеся с ОВЗ выполняют задания на повторение  на  доске. Когда ребенок  успешно справляется с заданием, это придает ему  уверенности. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
     Устойчивый интерес к учебной деятельности у детей с ОВЗ, в том числе и  ЗПР  формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин,   уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Например: поможем сказочному герою посчитать  буквы, звуки, помочь герою добраться к цели путем  подбора пропущенных слов.
      Информационно-коммуникативные технологии помогают решать практические задачи: формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогащать и расширять словарный запас, организовать работу по формированию, учету и коррекции знаний учащихся. Построение схем, таблиц с использованием ИКТ позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.   
     Чтобы отследить положительную динамику в продвижении ребенка и выявить пробелы в знаниях  можно использовать диагностическую таблицу. Грамотно выстроенный образовательный маршрут для учащихся с ОВЗ позволяет обеспечить личностное развитие каждого школьника.
    Работая с такими детьми, мы  должны  помнить, что все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять, так как снижение произвольной памяти у учащихся -  одна из главных причин их трудностей в школьном обучении. Им свойственно и быстрое забывание выученного. Они редко замечают свои ошибки. Поэтому   коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях: подбор индивидуальных заданий, предотвращение наступления утомления (физкультминутки),  поощрять  успехи детей,   развивать    веру в собственные силы и возможности, включать  в содержание урока развивающие игры, занимательный материал, наглядность.

 
Вход на сайт
Поиск
Block content
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 66
Жизнь сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz