«Какие вы родители?»
Отвечать «да», «нет», «иногда».
-
- Считаете ли Вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
- Говорят ли с Вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
- Интересуются ли дети Вашей работой?
- Знаете ли Вы друзей своих детей?
- Участвуют ли Ваши дети в хозяйственных делах?
- Есть ли у Вас общие занятия и увлечения?
- Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
- Предпочитают ли дети, чтобы во время праздников Вы были вместе с ними?
- Бываете ли Вы вместе с детьми на выставках, концертах, в театре?
- Обсуждаете ли Вы с детьми телепередачи?
- Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги?
- Есть ли у Вас общие занятия, увлечения?
- Участвуете ли Вы в экскурсиях, походах, прогулках?
- Предпочитаете ли Вы проводить свободное время с детьми?
Обработка результатов:
За каждый положительный ответ – 2 балла.
За ответ «иногда» - 1 балл.
За отрицательный ответ – 0 баллов.
20 баллов – у Вас благополучные отношения с детьми. Так держать!
10-19 баллов – отношения удовлетворительные, но односторонние. Посмотрите, где стоят у Вас отрицательные ответы, уделите этим вопросам внимание.
9 баллов и ниже – контакт с детьми не налажен. Уделяйте ребёнку больше своего времени, налаживайте отношения и не отдаляйтесь от него.
Хороший ли Вы отец?
Вопросы: | ДА | ИНОГДА | НЕТ | |
1 | Отвечаете ли Вы на вопрос ребёнка словами вроде: «Я тебе это объясню, когда ты подрастешь». | 0 | 2 | 5 |
2 | Стараетесь ли Вы объяснить ребёнку, почему Вы запрещаете ему что-либо? | 4 | 2 | 0 |
3 | Позволяете ли Вы маленькому ребёнку помогать по дому, даже, если эта помощь даёт немного или вообще ничего не даёт? | 4 | 3 | 0 |
4 | Считаете ли Вы, что невинная ложь ребёнка допустима? | 0 | 2 | 4 |
5 | Используете ли время общения с Вашим ребёнком для развития его наблюдательности? | 5 | 1 | 0 |
6 | Используете ли Вы саркастические замечания в отношении собственного ребёнка? | 0 | 0 | 5 |
7 | Считаете ли Вы, что хорошая трёпка ещё пока никому не вредила? | 0 | 2 | 5 |
8 | Считаете ли Вы, что раннее посвящение ребёнка во взрослую жизнь вредно? | 0 | 3 | 4 |
9 | Читаете ли Вы книги о воспитании? | 4 | 2 | 0 |
10 | Считаете ли Вы, что у детей могут быть свои секреты? | 3 | 2 | 0 |
11 | Браните ли Вы ребёнка, если он оставляет еду на тарелке? | 0 | 1 | 4 |
12 | Радуетесь ли Вы успехам своего ребёнка? | 3 | 2 | 0 |
13 | Предоставляете ли Вы ребёнку самостоятельность в новом для него деле? | 5 | 1 | 0 |
14 | Доставляет ли Вам удовольствие проведение времени с ребёнком? | 5 | 1 | 0 |
15 | Осуждаете ли Вы суровость и строгость в воспитании детей? | 5 | 0 | 0 |
16 | Можете ли сохранить спокойствие, когда Вас злит ребёнок? | 5 | 1 | 0 |
17 | Можете ли приказать так решительно, что оно будет немедленно выполнено? | 5 | 0 | 0 |
18 | Легко ли Вы устанавливаете дружеские отношения с друзьями Вашего ребёнка? | 4 | 2 | 0 |
19 | Считаете ли Вы достаточной причиной для осуждения чего-либо у Вашего сына (дочери) то обстоятельство, что, когда сами были в его возрасте, вы этого не делали и этим не интересовались.? | 0 | 2 | 5 |
20 | Решаете ли Вы за своего ребёнка жизненно важные вопросы со словами: «Я знаю лучше, что ему нужно»? | 0 | 2 | 5 |
21 | Считаете ли Вы, что Ваши сын или дочь не могут иметь от вас и не в праве чувствовать себя обиженными, если Вы , например, вскроете письмо, которое они получили? | 0 | 2 | 5 |
22 | Могут ли сын или дочь в споре переубедить Вас? | 5 | 3 | 0 |
23 | Случается ли, что Вы смягчаете своё первоначальное решение, поняв, что оно слишком сурово или несправедливо? | 5 | 3 | 0 |
24 | Извиняетесь ли Вы перед ребёнком, если Вы его несправедливо наказали или лишили удовольствия? | 0 | 2 | 5 |
25 | Забываете ли Вы о своих обещаниях ребёнку, особенно таких, которые для него являются наградой за что-нибудь трудное. | 5 | 2 | 0 |
26 | Можете ли Вы оторваться от работы или интересной передачи, если Вас ребёнок просит у Вас совета или помощи в чём-либо для него действительно важном? | 5 | 2 | 0 |
27 | Считаете ли Вы, что ребёнку на карманные расходы следует давать не определённую заранее сумму, а столько, сколько он просит? | 0 | 2 | 5 |
Результаты теста: необходимо сложить все баллы.
Если сумма 130 баллов, Вы замечательный отец и у Вас благоприятные отношения с Вашим ребёнком. 100-129 баллов Вы в достаточной мере осознаёте важность своих обязанностей.
80 - 99 баллов - Вы неплохой отец, но часто склонны допускать ошибки, ослабляя собственное влияние на процесс воспитания детей.
60 — 79 баллов - к сожалению, во многих вопросах Вы недостаточно компетентный отец и Вашим детям некомфортно с вами.
59 баллов и менее - Вы непоследовательны в своих делах и поступках, часто делаете «иногда», то, что должны делать постоянно. Дети не знают,
когда и в чём они могут на Вас рассчитывать.
Ниже 30 баллов - Вы, вообще, не чувствуете себя отцом.
Методика диагностики родительского отношения
(А. Я. Варга, В. В. Столин)
Тест - опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Структура вопросника
Опросник состоит из 5 шкал.
- «Принятие — отвержение». Шкала отражает интегральное
эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы:
родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает
индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится
проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. На
другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим,
неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется
успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных
наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость,
досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. - «Кооперация» — социально желательный образ родительского
отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель
заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь
ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и
творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он
поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним
на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку
зрения в спорных вопросах.
- «Симбиоз» — шкала отражает межличностную дистанцию в
общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать,
что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком.
Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя
с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности
ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель
постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и
беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает
автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не
предоставляет ребенку самостоятельности никогда. - «Авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и
направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой
шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо
просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка
безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку
во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За
проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально
следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными
особенностями, привычками, мыслями, чувствами. - «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и
понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в
родительском отношении данного родителя имеются стремления
инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную
несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с
реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка
кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется
неприспособленным к жизни, открытым для дурных влияний. Родитель не
доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В
связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и
строго контролировать его действия.
Текст вопросника
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
- Я уважаю своего ребенка.
- Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
- Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
- Я испытываю к ребенку чувство расположения.
- Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
- Мой ребенок часто неприятен мне.
- Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
- Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
- Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
- Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
- Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
- Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
- Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
- Мой ребенок впитывает в себя все дурное как губка.
- Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
- Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
- Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
- Я принимаю участие в своем ребенке.
- К моему ребенку «липнет» все дурное.
- Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
- Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
- Я жалею своего ребенка.
- Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
- Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
- Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
- Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
- Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
- Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
- Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
- При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
- Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
- В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
- Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
- Я всегда считаюсь с ребенком.
- Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
- Основная причина капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
- Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
- Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
- Я разделяю увлечения своего ребенка.
- Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
- Я понимаю огорчения своего ребенка.
- Мой ребенок часто раздражает меня.
- Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.
- Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
- Я не доверяю своему ребенку.
- За строгое воспитание дети благодарят потом.
- Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
- В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
- Я разделяю интересы своего ребенка.
- Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
- Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
- Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
- Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
- Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
- Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
- Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
- Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к вопроснику
- «Принятие — отвержение»: 3,4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27,29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60. (90)
- «Образ социальной желательности поведения»: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35,36. (8)
- «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58. (7)
- «Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19, 30, 48, 50, 57,59. (7)
- «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61. (8)