Учимся вместе с детьми
Учим детей готовить домашнее задание.
Ребенок плохо запоминает, не успевает, делает все медленно? Чему и как следует научить школьника, чтобы уроки и домашнее задание делались легко и быстро
3 правила:
- Не откладывайте уроки на последний день.
- Не начинать делать уроки с заучивания (стихов, текстов, дат...).
- Учить надо так, как собираешься отвечать (интонация, темп, осмысление, произношение).
Если ребенок засиживается за домашним заданием, то нужно ограничивать время на выполнение. Все равно через час у ученика уже голова не соображает и ему необходимо движение, чтобы избежать сколиоза, падения зрения и прочих последствий долгого сидения за уроками.
Придется разбить выполнение домашнего задания на несколько частей, и между ними делать обязательные перерывы, переключаясь в течении их на другую деятельность.
Простые приемы
Традиции и ритуалы
Их любят и ценят все люди. Так пусть домашнее задание станет ритуалом.
Родителям нужно:
- сначала навести порядок на рабочем столе,
- положить на стол все, что нужно для выполнения уроков, проверить, удобно ли лежат все необходимые предметы,
- создать правильное освещение стола.
- любимые и нелюбимые,
- простые и сложные,
- письменные и устные.
Основные препятствия и трудности:
- Нарушение принципа постепенности, тогда у ученика не получается цельной картины изучаемого предмета или темы. Ведь когда упускаешь что-то одно, потом непонятно и все другое, следующее за ним. Поэтому задания нужно выполнять поэтапно.
- Непонятные слова или символы в тексте. Если темп выполнения задания замедлился, то скорее всего школьнику встретились непонятные слова, значения и так далее. Поэтому лучше держать поблизости словарь, чтобы выяснить значение непонятных слов. Выявить слово можно так: если ребенок не может передать его своими словами – значит, слова он не понимает.
- отсутствие представления о предмете изучения в принципе. Об этом можно говорить, когда узнав значение слова из словаря, оно все равно осталось для ученика непонятным. Для этого уже понадобятся наглядные пособия.
Чтобы запомнить, сначала ребенку нужно пересказать его своими словами, осмыслить, а затем можно заучивать наизусть:
- читаем несколько раз вслух
- пытаемся повторить сошпаргалкой
- пытаемся повторить без шпаргалки
- пишем правило, формулу, не подглядывая
- проверяем
- если есть ошибки – исправляем
- и опять пишем до тех пор, пока ошибок не будет
- повторяем через часа два снова.
Решение задач
Математика вызывает у многих затруднения. Сначала нужно выяснить, какое правило и формулы «отрабатывает» задача. Выясняем, что нам дано в условии, а что еще предстоит узнать.
Если надо – делаем чертеж или рисунок по условию задачи и краткую записать условия и выясняем, что нужно узнать в конце и как – промежуточные решения.
Делаем проверку.
Пересказ
Текст сначала нужно внимательно прочитать, лучше вслух, уловить смысл. Затем надо приготовить план рассказа, для этого выписываем ключевые слова или рисуем схематические картинки. И теперь нужно восстановить рассказ по плану.
Стихотворение
Главное поймать ритм.
Если этого сделать не удается, то нужно прочитать стихотворение вслух или про себя, представляя себе в картинках смысл. Так несколько раз. Затем рассказываем, подглядывая, а потом уже читаем стихотворение без книги. Через часа два, как и правило, нужно стихотворение повторить.
Сначала вам придется учить ребенка учить, контролировать. Но когда ученик уже научится распоряжаться временем, самоконтролю, последовательности и этим простым приемам - он вполне будет справляться самостоятельно.