Словарь основных терминов и понятий по русскому языку
Имя прилагательное- самостоятельная часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» и так далее.(Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999)
Имя существительное - это знаменательная часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменяемых грамматических категориях числа и падежа и несловоизменяемых категориях рода и одушевленности - неодушевленности.(Словарь русского языка: В 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1984 -1988)
Имя числительное - это часть речи, которая обозначает число, количество и порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?.(Словарь русского языка : В 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1984 -1988)
Конспект - более полное изложение нового материала с примерами, а сигналы - лишь система работы со знаками - опорами, хорошо понятных и легко усваиваемых детьми.(https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/238149)
Логическая опора - это особая форма организации закодированной учебной информации.(Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич – Мн.: «Современное слово», 2005)
Местоимение - это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.(Словарь русского языка : В 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1984 -1988)
Морфология - раздел грамматики, наука о частях речи, об их категориях и о формах слов.(Словарь русского языка : В 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1984 -1988)
Наречие - самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак и отвечает на вопросы: Как? Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? и другие.(Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1987)
Опорные схемы - это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения.(Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб метод. пособие.: КАРО; Санкт-Петербург; 2009)
Опорный сигнал - это средство наглядности (схема, рисунок, чертеж, криптограмма), содержащее необходимую для долговременного запоминания учебную информацию, оформленную по правилам мнемоники (искусства запоминания).(Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич – Мн.: «Современное слово», 2005)
Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, прилагательного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении.(Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999)
Союз - служебная часть речи, которая используется для соединения однородных членов, частей сложного предложения и самостоятельных предложений.(Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999)
Схема - графический документ; изложение, изображение, представление чего-либо в самых общих чертах, упрощённо.(Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. / В.А. Бочаров, В.И. Маркин. - М.: ИНФРА-М, 1998)
Частица - служебная часть речи, которая вносит в предложение различные смысловые оттенки и служит для образования форм слов.(Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич – Мн.: «Современное слово», 2005)
Часть речи - это лексико-грамматическая отнесенность слова на основе его признаков и морфологического (грамматического) значения.
(Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999)
Имя существительное - это знаменательная часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменяемых грамматических категориях числа и падежа и несловоизменяемых категориях рода и одушевленности - неодушевленности.(Словарь русского языка: В 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1984 -1988)
Имя числительное - это часть речи, которая обозначает число, количество и порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?.(Словарь русского языка : В 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1984 -1988)
Конспект - более полное изложение нового материала с примерами, а сигналы - лишь система работы со знаками - опорами, хорошо понятных и легко усваиваемых детьми.(https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/238149)
Логическая опора - это особая форма организации закодированной учебной информации.(Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич – Мн.: «Современное слово», 2005)
Местоимение - это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.(Словарь русского языка : В 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1984 -1988)
Морфология - раздел грамматики, наука о частях речи, об их категориях и о формах слов.(Словарь русского языка : В 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1984 -1988)
Наречие - самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак и отвечает на вопросы: Как? Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? и другие.(Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1987)
Опорные схемы - это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения.(Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб метод. пособие.: КАРО; Санкт-Петербург; 2009)
Опорный сигнал - это средство наглядности (схема, рисунок, чертеж, криптограмма), содержащее необходимую для долговременного запоминания учебную информацию, оформленную по правилам мнемоники (искусства запоминания).(Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич – Мн.: «Современное слово», 2005)
Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, прилагательного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении.(Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999)
Союз - служебная часть речи, которая используется для соединения однородных членов, частей сложного предложения и самостоятельных предложений.(Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999)
Схема - графический документ; изложение, изображение, представление чего-либо в самых общих чертах, упрощённо.(Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. / В.А. Бочаров, В.И. Маркин. - М.: ИНФРА-М, 1998)
Частица - служебная часть речи, которая вносит в предложение различные смысловые оттенки и служит для образования форм слов.(Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич – Мн.: «Современное слово», 2005)
Часть речи - это лексико-грамматическая отнесенность слова на основе его признаков и морфологического (грамматического) значения.
(Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999)