35 |
Обожествление природы. |
Комбинированный урок. |
Характеризовать язычество. Человек и природа. Защита своих земель. |
Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. |
Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. |
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Контролировать действия партнера. |
|
|
36 |
Контрольная работа за 1-е полугодие. |
Контрольный урок. |
Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. |
Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества. |
Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. |
Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. |
|
|
37 |
Первые русские князья. |
Комбинированный урок. |
Рассмотреть понятие «государство». Князья. Работать с исторической картой, «лентой времени». Изучить образование Древнерусского государства. |
Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. |
Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». |
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп. |
|
|
38 |
Принятие Русью христианства. |
Комбинированный урок. |
Изучить связи с Византией. Князь Владимир. Характеризовать значение принятия христианства для Руси. «Лента времени». |
Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах(семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им. |
Формирование понимания нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц. |
Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре). Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. |
|
|
39 |
Древнерусская культура. Зодчество. Памятники архитектуры. Экскурсия по историческим местам, в краеведческий музей. |
Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. |
Изучить деревянное и каменное строительство на Руси. Прикладное искусство. |
Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. |
Формирование предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев. |
Осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире. Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. |
|
|
40 |
Устное народное творчество. |
Урок-исследование. |
Изучить сборники вечной мудрости. Былины, летописи. |
Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им. |
Формирование интереса к познанию окружающего мира. |
Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи. |
|
|
41 |
Как учили школьников на Руси. |
Урок-практикум. |
Практическая работа. Урок в древнерусской школе. |
Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. |
Формирование ориентации в поведении на принятые моральные нормы. Формирование сопереживания другим людям, в том числе историческим лицам. |
Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. |
|
|
42 |
Ордынское нашествие. |
Комбинированный урок. |
Изучить ослабление Руси. Раздробленность на отдельные княжества. Рассмотреть нашествие монголов. «Лента времени». |
Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату - с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами. |
Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. |
Строить сообщение в соответствии с учебной задачей.
Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая - неживая, природные зоны, природные сообщества, группы растений, группы животных и др.). |
|
|
43 |
Александр Невский. Ледовое побоище. |
Комбинированный урок. |
Рассмотреть стремление соседей с Запада (шведов, немцев) захватить славянские земли. Защита славянских земель. |
Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах. Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями). |
Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
Умение смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей. |
|
|
44 |
Залесская земля. |
Комбинированный урок. |
Характеризовать жизнь на Руси в период монгольского ига. |
Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им. |
Формирование ориентации в поведении на принятые моральные нормы.
Формирование сопереживания другим людям, в том числе историческим лицам. |
Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. |
|
|
45 |
Природное сообщество. Закон лесной жизни. |
Урок-исследование. |
Познакомиться с природными условиями вокруг Москвы. Изучить природные сообщества лесной зоны. Работать с физической картой. Природное равновесие в лесу. Разнообразие природных сообществ (березняк, дубрава, еловый лес и т.д.). Цепи питания. |
Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе.
Соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема.
Узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые. |
Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». |
Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать другое мнение и позицию.
Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе. |
|
|
46 |
Экологические проблемы леса. |
Комбинированный урок. |
Ориентирование в лесу. Лес - наше богатство. Характеризовать охрану лесных угодий. Моделировать варианты нарушения экологических связей в лесу. |
Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). |
Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения. |
Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. |
|
|
47 |
Сообщество луг. Человек и сообщество луг. |
Урок систематизации знаний. |
Рассмотреть растительность и животный мир луга. Экологическое равновесие. Связи внутри сообщества. Ярусность на лугу. Изучить значение лугов для сельскохозяйственной деятельности человека. Смоделировать варианты нарушения экологических связей луга. Ядовитые растения луга. |
Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества. |
Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. |
Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
|
|
48 |
Природное сообщество озеро. Экскурсия к водоему. |
Урок-экскурсия. |
Познакомиться с природным сообществом река, озеро. Рассмотреть растительность, животный мир, связи внутри сообщества. |
Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). |
Формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. |
Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении). Обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). |
|
|
48 |
Животные, обитающие в озере и по его берегам. Правила поведения у водоема. |
Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. |
Продолжение работы с сообществом озеро. Изучить экологические проблемы водоемов. |
Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края. Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных. |
Формирование интереса к познанию окружающего мира. |
Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре). Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. |
|
|
50 |
Сообщество поле. |
Урок-исследование. |
Сообщество поле создано человеком. Характеризовать роль деятельности человека в поддержании этого сообщества. |
Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. |
Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. |
Строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая - неживая, природные зоны, природные сообщества, группы растений, группы животных и др.). |
|
|
51 |
Возвышение Москвы. |
Комбинированный урок. |
Изучить географическое положение Москвы. Природные условия. Князья. |
Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. |
Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
Осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп. |
|
|
52 |
Освобождение Руси от монгольского ига. |
Комбинированный урок. |
Изучить личность Дмитрия Донского; Куликовскую битву. Стояние на реке Угре. Работать с «лентой времени». |
Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. |
Формирование предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев. |
Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем.
Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. |
|
|
53 |
Создание
Московского
государства. |
Комбинированный урок. |
Изучить роль Ивана III, Ивана IV Грозного. |
Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах(семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им. |
Формирование ориентации в поведении на принятые моральные нормы.
Формирование сопереживания другим людям, в том числе историческим лицам. |
Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи. |
|
|
54 |
Русская культура. |
Урок-исследование. |
Зодчество. Совершить «путешествие» по Золотому кольцу России. |
Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. |
Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
Контролировать и оценивать свои действия при работе с нагляднообразным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. |
|
|
55 |
Русская культура. |
Урок-исследование. |
Книжная мудрость. Искусство.
Характеризовать народные промыслы. Изучить деятельность первого книгопечатника Ивана Федорова. |
Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им. |
Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. |
Строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая - неживая, природные зоны, природные сообщества, группы растений, группы животных и др.). |
|
|
56 |
Русские первопроходцы. Поход казаков под руководством Ермака в Сибирь. |
Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. |
Познакомиться с первыми путешественниками -купцами.
Новгородцы, открывшие северные земли. Работать с «лентой времени». Изучить открытие Сибири и присоединение ее к России. |
Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. |
Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». |
Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать другое мнение и позицию.
Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе. |
|
|
57 |
Азия.
Практическая
работа. |
Урок-практикум. |
Изучить природные условия Сибири. Работать с физической и контурной картами России. Рассмотреть географическое положение Азии. |
Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества. |
Формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. |
Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
|
|
58 |
Тайга. |
Комбинированный урок. |
Изучить растительность и животный мир тайги. Природные связи. Цепи питания. |
Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края. Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных. |
Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения. |
Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. |
|
|
59 |
Экологические
проблемы
тайги. |
Урок систематизации знаний. |
Пожары. Стихийные бедствия.
Характеризовать уничтожение лесов и животных человеком (браконьерство). |
Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. |
Формирование интереса к познанию окружающего мира. |
Осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп. |
|
|
60 |
Сообщество болото. |
Комбинированный урок. |
Характеризовать растительность и животный мир болота. Экологические связи внутри сообщества. ОБЖ. Значение болот в природе. Озеро -болото. |
Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. |
Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. |
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Контролировать действия партнера. |
|
|
61 |
Природа Индии. |
Комбинированный урок. |
Рассмотреть географическое положение. Открытие Индии европейцами. Путешествие Афанасия Никитина. |
Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края. Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных. |
Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. |
Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем.
Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. |
|
|
62 |
Россия в XVII веке. Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский. |
Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. |
Смутное время. Изучить нашествие врагов с Запада. Характеризовать роль К. Минина и Д. Пожарского. |
Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. |
Формирование предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев. |
Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре).
Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. |
|
|
63 |
Сквозь сибирские дебри. |
Комбинированный урок. |
Изучить поход Семена Дежнева на Север. Работать с физической и контурными картами. Характеризовать рельеф и климат. |
Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату - с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами. |
Формирование ориентации в поведении на принятые моральные нормы.
Формирование сопереживания другим людям, в том числе историческим лицам. |
Строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая - неживая, природные зоны, природные сообщества, группы растений, группы животных и др.). |
|
|
64 |
Природа тундры. |
Комбинированный урок. |
Характеризовать растительность и животный мир тундры. Взаимосвязь неживой и живой природы. Объяснить сезонные изменения в тундре. |
Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ).
Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. |
Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». |
Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении). Обобщать (самостотельно выделять класс объектов). |
|
|
65 |
Люди в тундре. |
Комбинированный урок. |
Рассмотреть жизнь и занятия населения. Охрана природы тундры. Народы Сибири. |
Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. |
Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
Контролировать и оценивать свои действия при работе с нагляднообразным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. |
|
|
66 |
Арктическая пустыня. |
Комбинированный урок. |
Характеризовать природу ледяной зоны. Природное явление северное сияние. |
Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). |
Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. |
Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем.
Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. |
|
|
67 |
Годовая
контрольная
работа. |
Контрольный урок. |
Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. |
Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества. |
Формирование интереса к познанию окружающего мира. |
Осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп. |
|
|
68 |
Россия накануне реформ. Обобщающие задания. |
Урок систематизации знаний. |
Самостоятельная работа с картой. «Лента времени». |
Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. |
Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. |
Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи. |
|
|