№
|
Тема урока
|
Тип урока
|
Возможные виды
деятельности
учащихся |
Планируемые результаты |
Дата проведения |
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
План |
Факт |
1 |
Приглашение к путешествию. |
Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. |
Определить знания, необходимые для путешественников. Работать с физической картой, разработать маршрут путешествия. |
Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп). |
Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». |
Осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире. Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. |
|
|
2 |
Масштаб. |
Урок изучения нового материала. |
Познакомиться с масштабом. |
Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. |
Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. |
Строить сообщение в соответствии с учебной задачей.
Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая - неживая, природные зоны, природные сообщества, группы растений, группы животных и др.). |
|
|
3 |
Лента времени. |
Комбинированный урок. |
Уметь пользоваться лентой времени. |
Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату - с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами. |
Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. |
Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении).
Обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). |
|
|
4 |
Погода. |
Урок-исследование. |
Наблюдать за погодой в течение недели. Сравнить погоду
разных дней. Выделить признаки погоды. Определить понятие «погода». Сравнить погоду разных сезонов. |
Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. |
Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения. |
Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
|
|
5 |
Погода. Народные приметы погоды. |
Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. |
Изучить изменчивость погоды. Метеорология -наука о погоде. Классифицировать признаки хорошей и плохой погоды. Наблюдать признаки в природе. |
Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды. |
Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. |
Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. |
|
|
6 |
Климат. |
Урок-исследование. |
Иметь представление о климате. Сравнить погоду одного дня
в разных уголках России. Характеризовать показатели климата. |
Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. |
Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. |
Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. |
|
|
7 |
Климат. |
Урок-исследование. |
Характеризовать климатические пояса. Работать с картой климатических поясов.
Выявлять причины, влияющие на разнообразие климатов. Определять климат своей местности. |
Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. Устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных. |
Формирование интереса к познанию окружающего мира. |
Осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире. Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. |
|
|
8 |
Почва. Состав почвы. Практическая работа |
Урок-практикум. |
Определить состав почвы. |
Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. |
Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения. |
Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре). Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. |
|
|
9 |
Образование почв. Плодородие. |
Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. |
Изучить историю образования почв. Характеризовать зависимость почвы и растений. Характеризовать разнообразие почв, плодородие, перегной. |
Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. |
Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». |
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп. |
|
|
10 |
Защита почв. |
Комбинированный урок. |
Давать характеристику живая - мертвая почва. Характеризовать защиту почв от загрязнения, разрушения. |
Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. |
Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. |
Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать другое мнение и позицию. Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе. |
|
|
11 |
Природные зоны суши Земли. |
Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. |
Познакомиться с природными зонами в разных тепловых и климатических поясах. Назвать общее и отличия. Сравнить природные зоны мира. Объяснять приспособленность живой природы к условиям окружающей среды. Работать с физической картой. |
Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). |
Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. |
Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
|
|
12 |
Обобщение знаний
по теме «Природные условия Земли» |
Урок систематизации знаний. |
Выполнить самостоятельную работу. Сделать самопроверку. |
Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. Устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных. |
Формирование предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев. |
Строить сообщение в соответствии с учебной задачей.
Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая - неживая, природные зоны, природные сообщества, группы растений, группы животных и др.). |
|
|
13 |
Особенности Африки. |
Комбинированный урок. |
Познакомиться с географическим положением Африки. Характеризовать ее климат. |
Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату - с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами. |
Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». |
Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи. |
|
|
14 |
Особенности Африки. |
Комбинированный урок. |
Познакомиться с природными зонами Африки. |
Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. |
Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения. |
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп. |
|
|
15 |
Родина человечества. |
Комбинированный урок. |
Выявить особенности природы Юго-Восточной Африки. Рассмотреть гипотезы появления человека. Расселение людей. |
Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. |
Формирование понимания нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц. |
Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
|
|
16 |
Как появился человек. Особенности жизни древних людей. |
Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. |
Характеризовать этапы становления человека. Объяснять появление огня. Одомашнивание животных. Орудия труда. |
Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах. Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями). |
Формирование интереса к познанию окружающего мира. |
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Контролировать действия партнера. |
|
|
17 |
Древние государства. |
Комбинированный урок. |
Познакомиться с государствами Средиземноморья. Работать с «лентой времени». Развитие наук. |
Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. |
Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. |
Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении).
Обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). |
|
|
18 |
Античность. |
Комбинированный урок. |
Познакомиться с Древней Грецией, Спартой и Афинами. Древний Рим. |
Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. |
Формирование понимания нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц. |
Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. |
|
|
19 |
Расширение знаний о Европе. |
Комбинированный урок. |
Познакомиться с плаванием Питея. |
Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества. |
Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. |
Строить сообщение в соответствии с учебной задачей.
Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая - неживая, природные зоны; природные сообщества, группы растений, группы животных и др.). |
|
|
20 |
Расширение знаний об Азии. |
Комбинированный урок. |
Изучить поход Александра Македонского на Восток. Китайские путешественники в Средней Азии. |
Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. |
Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. |
Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. |
|
|
21 |
Наследие Древнего мира. |
Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. |
Аристотель, Архимед. Познакомиться с культурой и искусством Древнего мира. Язычество. |
Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату - с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»;пользоваться историческими картами. |
Формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. |
Осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире. Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. |
|
|
22 |
Восточно-Европейская равнина. Практическая работа. |
Урок-практикум. |
Изучить географическое положение, рельеф, климат Восточно-Европейской равнины. Первые люди на нашей Земле. Работать с физической и контурной картами России. |
Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп). |
Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре). Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. |
|
|
23 |
Природная зона степи. Растительность. Практическая работа. |
Урок-практикум. |
Работать с физической картой, картой климатических поясов и природных зон России и мира. Характеризовать географическое положение. Изучить растительность степей весной и летом. Работать с гербариями. |
Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. |
Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». |
Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении).
Обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). |
|
|
24 |
Животный мир. |
Комбинированный урок. |
Рассмотреть особенности внешнего строения и образа жизни животных степей. Определить цепи питания в степях. |
Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края. Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных. |
Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения. |
Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
|
|
25 |
Сезонные изменения в степях. |
Комбинированный урок. |
Характеризовать сезонные изменения в неживой природе и связанные с ними изменения в живой природе. Сравнение степей Евроазиатского и Африканского материков. |
Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. |
Формирование интереса к познанию окружающего мира. |
Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи. |
|
|
26 |
Население степей. Земледельцы и кочевники. |
Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. |
Познакомиться с особенностями быта, занятий людей в степях. Экологические проблемы. ОБЖ. |
Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. |
Формирование предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев. |
Умение смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей. |
|
|
27 |
Лесостепь. Лесная зона. Практическая работа. |
Урок-практикум. |
Изучить географическое положение, климат, почвы, особенности растительности лесной зоны. Работать с картами: физической, природных зон, контурной. Характеризовать значение леса. |
Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). |
Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. |
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп. |
|
|
28 |
Смешанные леса. Растительность и животный мир. |
Комбинированный урок. |
Изучить растительность и животный мир смешанных лесов. Ярусность. Работать с коллекциями и гербарными материалами. |
Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества. |
Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. |
Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать другое мнение и позицию. Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе. |
|
|
29 |
Сезонные изменения в лесу. Экскурсия на природе. |
Урок-экскурсия. |
Характеризовать приспособленность животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе. Изучить распространение плодов и семян. |
Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края. Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных. |
Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». |
Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. |
|
|
30 |
Экскурсия. |
Урок-экскурсия. |
Рассмотреть почки как приспособленность растений к перенесению неблагоприятных условий. Изучить ядовитые растения и грибы. |
Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). |
Формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. |
Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. |
|
|
31 |
Сезонные изменения в лесу. Исследовательская работа. |
Урок-исследование. |
Изучить образ жизни, повадки животных леса. Перелетные и зимующие животные. Рассмотреть, кто как проводит зиму. Весна и лето. Меры по сохранению леса. |
Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. |
Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения. |
Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре). Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. |
|
|
32 |
Как жили наши предки. Практическая работа. |
Урок-практикум. |
Строительство жилища в степной и лесной зонах. Построить макеты домов и поселений. Интегрированный с уроком труда. |
Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. |
формирование понимания нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц. |
Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении).
Обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). |
|
|
33 |
Жизнь славян в лесах. |
Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. |
Изучить быт славян, занятия. Защита поселка. ОБЖ. |
Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. |
Формирование интереса к познанию окружающего мира. |
Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи. |
|
|
34 |
Торговые связи с соседями. |
Комбинированный урок. |
Изучить путь «из варяг в греки». Торговля, общение, ремесла, рост поселков, городов. Работать с физической и исторической картами России. |
Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им. |
Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. |
Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|