Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы по математике 2011 года, разработанной И.И. Аргинской, С.Н. Кормишиной.
Курс математики, являясь частью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, отражает характерные ее черты, сохраняя при этом свою специфику. Содержание курса направлено на решение следующих задач, предусмотренных ФГОС 2009 г. и отражающих планируемые результаты обучения математике в начальных классах:
• научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
• создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;
• помочь приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
• научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.
Решению названных задач способствует особое структурирование определенного в программе материала.
Курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики. На уроках ученики раскрывают объективно существующие взаимосвязи, в основе которых лежит понятие числа.
Цели, поставленные перед преподаванием математики, достигаются в ходе осознания связи между необходимостью описания и объяснения предметов, процессов, явлений окружающего мира и возможностью это сделать, используя количественные и пространственные отношения. Сочетание обязательного содержания и сверхсодержания, а также многоаспектная структура заданий и дифференцированная система помощи создают условия для мотивации продуктивной познавательной деятельности у всех обучающихся, в том числе одаренных и тех, кому требуется педагогическая поддержка. Содержательную основу для такой деятельности составляют логические задачи, задачи с неоднозначным ответом, с недостающими или избыточными данными, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду.
Общая характеристика учебного предмета
Основным содержанием программы по математике в начальной школе является понятие натурального числа и действия с этими числами. Умножение рассматривается как действие, заменяющее сложение в случаях равенства слагаемых, а деление - как действие, обратное умножению, с помощью которого по значению произведения и одному множителю можно узнать другой множитель.
В курсе математики изучаются основные свойства арифметических действий и их приложения:
• переместительное свойство сложения и умножения;
• сочетательное свойство сложения и умножения;
• распределительное свойство умножения относительно сложения.
Применение этих свойств и их следствий позволяет составлять алгоритмы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число и формировать навыки рациональных вычислений.
Текстовые задачи являются важным разделом в преподавании математики. Умение решать их базируется на основе анализа той ситуации, которая отражена в данной конкретной задаче, и перевода ее на язык математических отношений.
Значительное место в программе по математике для начальной школы занимает геометрический материал, что объясняется двумя основными причинами. Во-первых, работа с геометрическими объектами, за которыми стоят реальные объекты, природные и сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для младшего школьника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, подниматься на абстрактный словесно-логический уровень; во-вторых, она способствует более эффективной подготовке учеников к изучению систематического курса геометрии.
Геометрические величины (длина, площадь, объем) изучаются на основе единого алгоритма, базирующегося на сравнении объектов и применении различных мерок.
Содержание курса математики построено с учетом межпредметной, внутрипредметной и надпредметной интеграции, что создает условия для организации учебно-исследовательской деятельности ребенка и способствует его личностному развитию.
В соответствии с Образовательной программой школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценностные ориентиры:понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе;математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность предположения),
Планируемые результаты освоения предмета
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия |
У третьеклассника будут формироваться:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, к школе;
- понимание значения математики в собственной жизни;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата;
- понимание оценок учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- восприятие нравственного содержания поступков окружающих людей;
- этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
- общее представление о понятиях «истина», «поиск истины». |
Третьеклассник получит возможность для формирования:
- широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире, способам решения познавательных задач в области математики;
- восприятия эстетики логического умозаключения, точности математического языка;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- чувства сопричастности к математическому наследию России, гордости за свой народ;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимание важности осуществления собственного выбора. |
Регулятивные универсальные учебные действия |
Третьеклассник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- выполнять действия (в устной форме), опираясь на заданный учителем или сверстниками ориентир;
- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями;
- осуществлять самооценку своего участия в разных видах учебной деятельности;
- принимать участие в групповой работе;
- выполнять учебные действия в устной, письменной форме. |
Третьеклассник получит возможность научиться:
- понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т.ч. заданий, развивающих смекалку;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
- на основе результатов решения практических задач в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делать несложные теоретические выводы о свойствах изучаемых математических объектов;
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом
при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить не обходимые коррективы в действия. |
Познавательные универсальные учебные действия |
Третьеклассник научится:
- самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в т.ч. под руководством учителя, в контролируемом пространстве Интернета;
- кодировать информацию в знаково-символической или графической форме;
- на основе кодирования информации самостоятельно строить модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций;
- строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме;
- проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям; наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление), самостоятельно строить выводы на основе сравнения;
- осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам);
- проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для
классификации, проводить разбиение объектов
на группы по выделенному основанию);
- выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;
- проводить аналогию и на ее основе строить и проверять выводы по аналогии;
- строить индуктивные и дедуктивные рассуждения (формулирование общего вывода на основе сравнения нескольких объектов о наличии у них общих свойств; на основе анализа учебной ситуации и знания общего правила формулировать вывод о свойствах единичных изучаемых объектов);
- понимать действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);
- с помощью педагога устанавливать отношения между понятиями (родовидовые, отношения пересечения, причинно-следственные). |
Третьеклассник получит возможность научиться:
- самостоятельно осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации в открытом информационном пространстве;
- моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
- самостоятельно формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- расширять свои представления о математических явлениях;
- проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математических фактов;
- осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий; в новых для учащихся ситуациях);
- пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач. |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
Третьеклассник научится:
- принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении;
- координировать различные мнения о математических явлениях в сотрудничестве; приходить к общему решению в спорных вопросах;
- использовать правила вежливости в различных ситуациях;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики;
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения (от каждого в группе зависит общий результат);
- задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;
- понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; стремиться к пониманию
позиции другого человека. |
Третьеклассник получит возможность научиться:
- корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для партнера высказывания;
- адекватно использовать средства общения для решения коммуникативных задач;
- аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров;
- понимать относительность мнений и подходов к решению задач;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы;
- осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия;
- активно участвовать в учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности.
|
Предметные результаты
Числа и величины величины |
Третьеклассник научится:
- читать и записывать любое натуральное число в пределах класса единиц и класса тысяч, определять место каждого из них в натуральном ряду;
- устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записывать эти отношения с помощью знаков;
- выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью;
- классифицировать числа по разным основаниям, объяснять свои действия;
- представлять любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- находить долю от числа и число по его доле;
- выражать массу, используя различные единицы измерения: грамм, килограмм, центнер, тонну;
- применять изученные соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг. |
Третьеклассник получит возможность научиться:
- читать и записывать дробные числа, понимать и употреблять термины: дробь, числитель, знаменатель;
- находить часть числа (две пятых, семь девятых и т.д.);
- изображать изученные целые числа на числовом (координатном) луче;
- изображать доли единицы на единичном отрезке координатного луча;
- записывать числа с помощью цифр римской письменной нумерации С, L, D, M.
|
Арифметические действия |
Третьеклассник научится:
- выполнять сложение и вычитание в пределах шестизначных чисел;
- выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число;
- выполнять деление с остатком;
- находить значения сложных выражений, содержащих 2-3 действия;
- решать уравнения на нахождение неизвестного компонента действия в пределах изученных чисел. |
Третьеклассник получит возможность научиться:
- выполнять сложение и вычитание величин (длины, массы, вместимости, времени, площади);
- изменять результат арифметического действия при изменении одного или двух компонентов действия;
- решать уравнения, требующие 1-3 тождественных преобразований на основе взаимосвязи между компонентами действий;
- находить значение выражения с переменной
при заданном ее значении (сложность выражений - 1-3 действия);
- находить решения неравенств с одной переменной разными способами;
- проверять правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений;
- выбирать верный ответ задания из предложенных. |
Работа с текстовыми задачами |
Третьеклассник научится:
- выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертеж, схему и т.д.;
- выбирать действия и их порядок и обосновывать свой выбор при решении составных задач в 2-3 действия;
- решать задачи, рассматривающие процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда,
время, объем работы);
- преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия;
- составлять задачу по ее краткой записи, представленной в различных формах (таблица, схема, чертежи и т.д.). |
Третьеклассник получит возможность научиться:
- сравнивать задачи по сходству и различию в сюжете и математическом смысле;
- изменять формулировку задачи, сохраняя математический смысл;
- находить разные способы решения одной задачи;
- преобразовывать задачу с недостающими или избыточными данными в задачу с необходимым количеством данных;
- решать задачи на нахождение доли, части
целого и целого по значению его доли. |
Пространственные отношения. Геометрические фигуры |
Третьеклассник научится:
- различать окружность и круг;
- строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;
- строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон с помощью линейки и угольника. |
Третьеклассник получит возможность научиться:
- использовать транспортир для измерения и построения углов;
- делить круг на 2, 4, 6, 8 равных частей;
- изображать простейшие геометрические фигуры (отрезки, прямоугольники) в заданном масштабе;
- выбирать масштаб, удобный для данной задачи;
- изображать пространственные тела (четырехугольные призмы, пирамиды) на плоскости. |
Геометрические величины |
Третьеклассник научится:
- находить площадь фигуры с помощью палетки;
- вычислять площадь прямоугольника по значениям его длины и ширины;
- выражать длину, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения этих величин в пределах изученных отношений
между ними;
- применять единицу измерения длины кило метр (км) и соотношения: 1 км = 1000 м, 1 м = 1000 мм;
- использовать единицы измерения площади: квадратный миллиметр (мм2), квадратный сантиметр (см2),квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2), квадратный километр(км2) и соотношения между ними: 1 см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2. |
Третьеклассник получит возможность научиться:
- находить площади многоугольников разными способами: разбиением на прямоугольники, дополнением до прямоугольника, перестроением
частей фигуры;
- использовать единицу измерения величины углов градус и его обозначение (°). |
Работа с информацией |
Третьеклассник научится:
- использовать данные готовых таблиц для составления чисел, выполнения действий, формулирования выводов;
- устанавливать закономерность по данным таблицы, заполнять таблицу в соответствии с закономерностью;
- использовать данные готовых столбчатых и линейных диаграмм при решении текстовых задач. |
Третьеклассник получит возможность научиться:
- читать несложные готовые круговые диаграммы, использовать их данные для решения текстовых задач;
- соотносить информацию, представленную в таблице и столбчатой диаграмме; определять цену деления шкалы столбчатой и линейной
диаграмм;
- дополнять простые столбчатые диаграммы;
- понимать, выполнять, проверять, дополнять
алгоритмы выполнения изучаемых действий;
- понимать выражения, содержащие логические связки и слова («... и ...», «...или ...», «не», «если..., то ... », «верно/неверно, что ...», «для того, чтобы..., нужно ...», «каждый», «все», «некоторые»). |
Учебно-тематический план
|
Содержание программного материала |
Количество часов |
1 |
Площадь и ее измерение |
16ч |
2 |
Деление с остатком |
12ч |
3 |
Сложение и вычитание трехзначных чисел |
14 ч |
4 |
Сравнение и измерение углов |
10ч |
5 |
Внетабличное умножение и деление |
28 ч |
6 |
Числовой (координатный) луч |
12ч |
7 |
Масштаб |
6ч |
8 |
Дробные числа |
16ч |
9 |
Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч |
18ч |
10 |
Резерв |
4ч |
|
ИТОГО |
136 ч |
Содержание программы (136 часов)
Числа и величины
Координатный луч
- Понятие о координатном луче. Единичный отрезок. Определение положения натурального числа на числовом луче.
- Определение точек числового луча, соответствующих данным натуральным числам, и обратная операция.
Разряды и классы
- Завершение изучения устной и письменной нумерации трехзначных чисел.
- Образование новой единицы счета тысячи. Разные способы образования этой единицы счета.
- Счет тысячами в пределах единиц тысяч. Чтение и запись получившихся чисел. Разряд тысяч и его место в записи чисел.
- Устная и письменная нумерация в пределах разряда единиц тысяч.
- Образование следующих единиц счета десятка тысяч и сотни тысяч. Счет этими единицами. Запись получившихся чисел. Разряды десятков тысяч и сотен тысяч, их место в записи числа.
- Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч. Таблица разрядов и классов. Представление изученных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
- Устная и письменная нумерация в пределах двух первых классов. Общий принцип образования количественных числительных в пределах изученных чисел. Сравнение и упорядочивание чисел классов тысяч и единиц.
Римская письменная нумерация
- Продолжение изучения римской письменной нумерации. Знакомство с цифрами 1_, С, О, М. Запись чисел с помощью всех изученных знаков.
- Сравнение римской и современной письменных нумераций (продолжение).
Дробные числа
- Рассмотрение ситуаций, приводящих к появлению дробных чисел, дроби вокруг нас.
- Понятие о дроби как части целого. Запись дробных чисел. Числитель и знаменатель дроби, их математический смысл с точки зрения рассматриваемой интерпретации дробных чисел.
- Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и разными числителями.
- Расположение дробных чисел на числовом луче.
- Нахождение части от числа и восстановление числа по его доле.
Величины
· Скорость движения. Единицы измерения скорости: см/мин, км/ч, м/мин. Единицы измерения массы - грамм (г), центнер (ц), тонна (т). Соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц =100 кг, 1 т = 10 ц = 1000 кг. Сравнение и упорядочивание однородных величин.
Арифметические действия
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание в пределах изученных чисел. Связь выполнения этих действий с таблицей сложения и разрядным составом чисел.
Умножение и деление
· Кратное сравнение чисел.
· Распределительное свойство умножения относительно сложения. Его формулировка и запись в общем виде (буквенная запись).
· Деление суммы на число (рассмотрение случая, когда каждое слагаемое делится без остатка на делитель).
· Использование свойств арифметических действий для рационализации вычислений.
· Внетабличное умножение и деление на однозначное число в пределах изученных чисел.
· Использование таблицы умножения при выполнении внетабличного умножения и деления на однозначное число. Роль разрядного состава многозначного множителя и делимого при выполнении этих действий.
· Понятие о четных и нечетных числах с точки зрения деления. Признаки четных и нечетных чисел.
· Деление с остатком. Расположение в натуральном ряду чисел, делящихся на данное число без остатка.
· Определение остатков, которые могут получаться при делении на данное число. Наименьший и наибольший из возможных остатков.
· Расположение в натуральном ряду чисел, дающих при делении на данное число одинаковые остатки.
· Связь делимого, делителя, значения неполного частного и остатка между собой. Определение делимого по делителю, значению неполного частного и остатку.
· Различные способы внетабличного деления на однозначное число: разбиением делимого на удобные слагаемые и на основе деления с остатком.
· Выполнение внетабличного умножения и деления в строку и в столбик. Знаки умножения и деления, используемые при выполнении этих действий в столбик.
· Определение числа знаков в значении частного до выполнения операции.
· Нахождение значений сложных выражений со скобками и без скобок, содержащих 3-5 действий.
· Нахождение неизвестных компонентов действия в неравенствах с помощью решения соответствующих уравнений.
· Нахождение неизвестных компонентов действия в уравнениях на основе использования свойств равенств и взаимосвязи между компонентами действия.
· Выражения с одной переменной. Определение значений выражений при заданных значениях переменной.
· Построение математических выражений с помощью словосочетания «для того, чтобы ... , надо ...».
Работа с текстовыми задачами (в течение учебного года)
· Таблица, чертеж, схема и рисунок как формы краткой записи задачи. Выбор формы краткой записи в зависимости от особенностей задачи.
· Обратные задачи (продолжение). Установление числа обратных задач к данной. Составление всех возможных обратных задач к данной, их решение или определение причины невозможности выполнить решение.
· Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачи с полным набором данных (дополнение условия задачи недостающими данными, изменение вопроса в соответствии с имеющимися данными, комбинация этих способов).
· Задачи с избыточными данными. Различные способы их преобразования в задачи с достаточным количеством данных.
· Сравнение и решение задач, близких по сюжету, но различных по математическому содержанию.
· Упрощение и усложнение исходной задачи. Установление связей между решениями таких задач.
· Анализ и решение задач, содержащих зависимости, характеризующие процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы).
· Оформление решения задачи сложным выражением.
· Решение задач на нахождение части от целого и целого по значению его доли.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
· Знакомство с окружностью.
· Центр окружности. Свойство точек окружности.
· Радиус окружности. Свойство радиусов окружности.
· Построение окружностей с помощью циркуля.
· Взаимное расположение точек плоскости и окружности (на окружности, вне окружности).
· Окружность и круг, связь между ними.
· Масштаб и разные варианты его обозначения. Выбор масштаба для изображения данного объекта. Определение масштаба, в котором изображен объект. Определение истинных размеров объекта по его изображению и данному масштабу.
· Продолжение знакомства с пространственными телами: шаром, цилиндром, конусом, призмой и пирамидой. Установление сходства и различий между ними как внутри каждого вида, так и между видами этих тел. Частный случай четырехугольной призмы - прямоугольный параллелепипед.
· Знакомство с различными способами изображения пространственных тел на плоскости.
Геометрические величины
· Сравнение углов без измерений (на глаз, наложением).
· Сравнение углов с помощью произвольно выбранных мерок.
· Знакомство с общепринятой единицей измерения углов градусом и его обозначением.
· Транспортир как инструмент для измерения величины углов, его использование для измерений и построения углов заданной величины.
· Единица измерения длины километр (км). Соотношения между единицами длины: 1 м = 1000 мм, 1 км = 1000 м.
· Понятие о площади. Сравнение площадей способами, не связанными с измерениями (на глаз, наложением).
· Выбор произвольных мерок и измерение площадей с их помощью.
· Палетка как прибор для измерения площадей. Использование палетки с произвольной сеткой.
· Знакомство с общепринятыми единицами измерения площади: квадратным миллиметром (мм2), квадратным сантиметром (см2), квадратным дециметром (дм2), квадратным метром (м2), квадратным километром (км2); их связь с мерами длины.
· Соотношения: 1 см2 =100 мм2, 1 дм2 =100 см2, 1 м2 = 100 дм2.
· Нахождение площади прямоугольника (знакомство с формулой 3 = а х Ь) различными способами: разбиением на квадраты, с помощью палетки, по значениям длины и ширины.
· Нахождение площади фигуры различными способами: разбиением на прямоугольники, дополнением до прямоугольника, с помощью перестроения частей фигуры.
Работа с информацией
· Чтение готовых таблиц. Использование данных таблицы для составления чисел (таблица разрядов и классов), выполнения действий, формулирования выводов.
· Определение закономерности по данным таблицы, заполнение таблицы в соответствии с закономерностью (деление с остатком).
· Решение логических задач с помощью составления и заполнения таблицы.
· Соотнесение данных таблицы и столбчатой диаграммы. Определение цены деления шкалы столбчатой диаграммы на основе данных задачи.
· Дополнение столбчатой и линейной диаграмм.
· Решение текстовых задач с использованием данных столбчатой и линейной диаграмм.
· Чтение готовой круговой диаграммы.
· Чтение, дополнение, проверка готовых простых алгоритмов. Составление простых алгоритмов по схеме (деление с остатком, деление многозначного числа на однозначное и др.).
· Построение математических выражений с помощью логических связок и слов («и», «или», «не», «если ..., то ...», «верно/неверно, что ...», «каждый», «все», «некоторые»).
Планируемые результаты освоения предмета
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета направлена на обеспечение качества образования.
Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Система оценивания выстраивается в зависимости от этапа обучения: используется диагностическое и срезовое оценивание.
Назначение контрольных и проверочных работ заключается в том, чтобы отследить продвижение детей по отношению к стартовому уровню и зафиксировать результаты освоения основных действий с предметным содержанием.
Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты.
Отметкой оцениваются только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.
Каждая работа завершается самопроверкой.
Если ученик самостоятельно нашел и аккуратно исправил ошибки, то оценка за работу не снижается.
Результаты такой самопроверки служат показателем уровня сформированности самоконтроля:
4-й уровень - в результате самопроверки исправлены все допущенные ошибки;
3-й уровень - в результате самопроверки уровень выполнения работы улучшен, но часть ошибок осталась неисправленной;
2-й уровень - в результате самопроверки уровень выполнения работы не изменился;
1-й уровень - в результате самопроверки уровень выполнения работы ухудшился.
Примечание. Работы учеников, выполненные без ошибок или с ошибками, полностью исправленными при первоначальной проверке сразу после завершения работы, оцениваются с точки зрения сформированности самоконтроля высшим уровнем.
Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
Система контрольных и проверочных работ
№ урока |
Вид работы |
Тема |
6 |
Стартовая диагностика |
|
15 |
Самостоятельная работа |
«Площадь и ее измерение» |
18 |
Контрольная работа |
«Площадь и ее измерение» |
26 |
Самостоятельная работа |
«Деление с остатком» |
27 |
Контрольная работа |
«Деление с остатком» |
35 |
Контрольная работа |
За первую четверть |
41 |
Самостоятельная работа |
«Сложение и вычитание трехзначных чисел» |
42 |
Контрольная работа |
«Сложение и вычитание трехзначных чисел» |
52 |
Самостоятельная работа |
«Сравнение и измерение углов» |
60 |
Контрольная работа |
За первое полугодие |
69 |
Промежуточная диагностика |
|
79 |
Самостоятельная работа |
«Внетабличное умножение и деление» |
80 |
Контрольная работа |
«Внетабличное умножение и деление» |
91 |
Самостоятельная работа |
«Числовой (координатный) луч» |
92 |
Контрольная работа |
«Числовой (координатный) луч» |
104 |
Контрольная работа |
За третью четверть |
114 |
Самостоятельная работа |
«Дробные числа» |
127 |
Итоговая диагностика |
Контрольная работа за год |
131 |
Самостоятельная работа |
«Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч» |
132 |
Контрольная работа |
«Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч» |
Программа реализуется по следующим учебным пособиям:
1. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 3 класса: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
2. Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочие тетради по математике для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Материально-техническое обеспечение программы
Специфическое сопровождение (оборудование):
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;
- магнитная доска;
- экспозиционный экран;
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- объекты, предназначенные для демонстрации счета: от 1 до 10, от 1 до 20, от 1 до 100;
- наглядные пособия для изучения состава числа (в том числе карточки с цифрами и другими знаками);
- демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);
- демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.;
- демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел;
- демонстрационные таблицы сложения и умножения (пустые и заполненные);
- видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса математики.
Электронно-программное обеспечение:
• специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
• C/D-диски с дидактическими играми по математике;
• презентации по математике.
|