Четверг, 24.09.2020, 05:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Учитель начальных классов Анциферова Ольга Петровна

Цитата дня
Меню сайта
Категории
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 60
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Рабочие программы » 2 класс

Изобразительное искусство (Пояснительная записка)
21.10.2015, 20:22
Пояснительная записка
 
 Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе Феде­рального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы по ИЗО 2011 года, под редак­цией Б.М. Неменского.
 Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры ду­ховной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как выс­шие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средст­вом очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и вклю­чает в себя изучение на единой основе всех основных видов пространственных (пластиче­ских) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архи­тектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
 Систематизирующим методом является выделение трех оснобных видов художест­венной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение тради­ций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

 
Общая характеристика учебного предмета
 Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
 Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли ху­дожника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, ос­ваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пас­тель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструмен­ты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, мо­нотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
 Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выра­зительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес уче­ников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
 Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия про­изведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формиро­вание образного художественного мышления детей.
 Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художест­венной информации в Интернете.
 Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и раз­витие фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художе­ственный образ, выражая свое отношение к реальности.
 Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осозна­нию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными усло­виями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т.е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
 Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков инди­видуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой дея­тельности.
 
Место предмета в учебном плане
 В соответствии с Образовательной программой школы на 2014-2015 учебный год, ра­бочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю

 
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
 Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об ис­тинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
 Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомит­ся с искусством других народов.
 В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом от­крывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
 Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
 Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действи­тельности должно служить источником развития образного мышления.
 Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру че­ловека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это яв­ляется залогом развития способности сопереживания.
 Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значи­мыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит разви­тие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
 Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному упо­доблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусст­ва: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

 
Планируемые результаты освоения предмета
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых-предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
 
Универсальные учебные действия
 
Личностные универсальные учебные действия
У второклассника будут формироваться.
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазия;
- эстетические потребности: потребности в обще­нии с искусством, природой, потребности в твор­ческом отношении к окружающему миру, потреб­ности в самостоятельной практической творческой деятельности;
- навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одно­классников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одно­классников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Второклассник получит возможность для формирования:
—понимания значения изобразительного искусства в жизни человека;
—понимания роли изобразительного искус­ства в собственной жизни;
 
— внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ;
— первоначальной ориентации на оценку результатов собственной художественно-творческой деятельности;
— уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательном отношении к людям;
— мотивации к коллективной творческой работе;
— представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека;
— личностной идентификации на основе общего представления о творческом само­выражении, о мире профессий в изобрази­тельном искусстве.
 
Метапредметные учебные действия
Второклассник научится:
-  овладеет умением творческого видения с пози­ций художника, т.е. умением сравнивать, анализи­ровать, выделять главное, обобщать;
-  овладеет умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллек­тивной творческой работы;
-  использовать средства информационных техно­логий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобра­зительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
-  планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-  рационально строить самостоятельную творче­скую деятельность, организовать место занятий;
-  осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригиналь­ных творческих результатов.
Второклассник получит возможность научиться:
— принимать художественную задачу, ин­струкцию учителя и ход выполнения рабо­ты, предложенный в учебнике;
— на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения;
— осуществлять под руководством учите­ля контроль по результату своей дея­тельности;
— воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей;
— соотносить произведения по настрое­нию, форме, по некоторым средствам ху­дожественной выразительности;
— делать несложные выводы;
— строить рассуждения о доступных, на­глядно воспринимаемых свойствах изобра­зительного искусства;
— соотносить собственное впечатление от произведения искусства и мнение других людей о нем;
— обсуждать со сверстниками ход выпол­нения работы и ее результаты;
— использовать простые речевые средст­ва для передачи своего впечатления от произведения живописи;
— следить за действиями других участни­ков в совместной деятельности.
Предметные результаты
 
Опыт учащихся в художественно-творческой деятельности
Второклассник научится:
- различать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декора­тивной (народные и прикладные виды искусства);
- различать основные виды и жанры пространст­венно-визуальных искусств;
- понимать образную природу искусства;
- эстетически оценивать явления природы, собы­тия окружающего мира;
- применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художест­венно-творческих работ;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоцио­нально оценивать несколько великих произведе­ний русского и мирового искусства;
- обсуждать и анализировать произведения искус­ства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоит названия ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- использовать в художественно-творческой дея­тельности различные материалы и техники;
- передавать в художественно-творческой дея­тельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- компоновать на плоскости листа и в объеме за­думанный художественный образ;
- освоит умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;
- овладеет навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения сред­ствами аппликации и коллажа;
- характеризовать и эстетически оценивать разно­образие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображать в творческих работах особенности ху­дожественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передавать особенности понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- эстетически, эмоционально воспринимать красо­ту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- объяснять значение памятников и архитектурной сре­ды древнего зодчества для современного общества;
- выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ан­самблям древнерусских городов;
приводить примеры произведений искусства, вы­ражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Второклассник получит возможность научиться:
— понимать содержание и выразительные средства художественных произведений;
— принимать условность и субъективность художественного образа;
— сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу;
— выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства.
— создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного;
— выбирать характер линий для изображения того или иного образа;
— овладевать на практике основами цветоведения;
— использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании детского портрета;
— использовать приемы пластических средств при трансформации готовых форм предметов в целостный художественный образ.
— создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы;
— видеть и изображать красоту и разнообразие природы, предметов;
— изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отно­шение.

 
 
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
 Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых ре­зультатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку от­счёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, исполнение им требований нового образовательного стандарта. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать ин­дивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
 В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонст­рированные учеником, с оценками типа:
-  «удовлетворительно/неудовлетворительно», т.е. оценкой, свидетельствующей об ос­воении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапа­зона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
-  «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кру­гозоре, широте (или избирательности) интересов.
 Объектом оценки результатов служит, в полном соответствии с требованиями нового стан­дарта, способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические за­дачи.
 Оценка достижения этих результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оце­нивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ог­раничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых детьми с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний курса «Изобразительное искусство».
 В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняю­щие друг друга (проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
 Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оценива­ются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Формами подведения итогов реализации программы являются те­матические выставки.
 Отметим важность того, чтобы комплект работ второклассника демонстрировал нарас­тающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней форми­руемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров изобразительной деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудио­записи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии, пре­зентации, интерактивные материалы и др.
 Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, ко­гда общий успех поглощает чью-то отдельную неудачу и способствует пониманию результа­та. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструк­тивно в пределах своих возможностей.
 
Содержание программы (33 часа)
 
Учебно-тематический план
 
  Содержание программного материала Количество часов
1 Чем и как работают художники
2 Реальность и фантазия
3 О чём говорит искусство
4 Как говорит искусство
5 Резерв
  ИТОГО 33 часа
 
  Наименование разделов Количество часов Содержание про­граммного материала Универсальные учебные действия
1 Чем и как ра­ботают худож­ники Выражение образа че­рез краски, аппликацию, графические материа­лы, бумагу. Вырази­тельность материалов при работе в объёме. Осуществлять поиск необходи­мой информации для выполнения учебных заданий с использовани­ем учебной литературы; овладе­вать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоратив­но-прикладного искусства, худо­жественного конструирования.
2 Реальность и фантазия Формирование художе­ственных представле­ний через изображение реальности и фантазии. Украшение реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии. Понимать условность и субъек­тивность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, вы­раженные в произведении искус­ства, и объяснять разницу. Вы­полнять учебные действия в ма­териализованной форме.
I 3 О чём говорит искусство Выражение характера в изображении животных, мужского образа, жен­ского образа. Образ че­ловека и его характер, выраженные в объёме. Изображение природы в разных состояниях. Вы­ражение характера и намерений человека через украшение. Эмоционально откликаться на об­разы персонажей произведений искусства, пробуждение чувств печали, сострадания, радости, ге­роизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д. Передавать харак­терные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к человеку. Передавать с помощью цвета ха­рактер и эмоциональное состоя­ние природы, персонажа.
4 Как говорит искусство Цвет как средство вы­ражения. Линия как средство выражения. Ритм как средство вы­ражения. Пропорции. Различать основные тёплые и хо­лодные цвета. Передавать с по­мощью ритма движение и эмоцио­нальное состояние в композиции на плоскости. Создавать элемен­тарные композиции на заданную тему, используя средства выра­жения.
5 Резерв    
 
Критерии оценивания детских работ
Оформление: оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов.
Техника выполнения: оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения.
Техническая реализация: сложность организации работы; соответствие рисунка задан­ной теме; название рисунка.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1.   Изобразительное искусство: учебник для 2 класса начальной школы / Ашикова С.Г. -М.: Просвещение, 2012.
2.   Учимся у великих художников. Альбом заданий и упражнений по изобразительному искусству. 2 класс / Ашикова С.Г. - М.: Федоров, 2013.
Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу:
1. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и вне­урочной деятельности / СП. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).
 
Материально-техническое обеспечение программы
Специфическое сопровождение (оборудование):
•      репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
•      портреты русских и зарубежных художников;
•      таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
•      таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
•      схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
•      таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
•      открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображени­ем пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; жи­вотных и птиц; насекомых;
•      стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги, детских работ, книг, таблиц;
•      складные мольберты с планшетами;
•      демонстрационные столики;
•      разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного твор­чества.
Электронно-программное обеспечение:
•      электронные библиотеки по искусству, DVD-фильмы по изобразительному искусст­ву, о природе, архитектуре;
•      записи классической и народной музыки;
•      специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютер­ные программы).
Технические средства обучения:
•      компьютер с художественным программным обеспечением;
•      цифровой фотоаппарат;
 
Категория: 2 класс | Добавил: antsiferova1957
Просмотров: 203 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Жизнь сайта

Copyright MyCorp © 2020
uCoz