Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы по ИЗО 2011 года, под редакцией Б.М. Неменского.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя изучение на единой основе всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех оснобных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Общая характеристика учебного предмета
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т.е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы на 2014-2015 учебный год, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Планируемые результаты освоения предмета
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых-предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия |
У второклассника будут формироваться.
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазия;
- эстетические потребности: потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности;
- навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
Второклассник получит возможность для формирования:
—понимания значения изобразительного искусства в жизни человека;
—понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни;
— внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ;
— первоначальной ориентации на оценку результатов собственной художественно-творческой деятельности;
— уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательном отношении к людям;
— мотивации к коллективной творческой работе;
— представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека;
— личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве. |
Метапредметные учебные действия
|
Второклассник научится:
- овладеет умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладеет умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;
- осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. |
Второклассник получит возможность научиться:
— принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике;
— на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения;
— осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности;
— воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей;
— соотносить произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;
— делать несложные выводы;
— строить рассуждения о доступных, наглядно воспринимаемых свойствах изобразительного искусства;
— соотносить собственное впечатление от произведения искусства и мнение других людей о нем;
— обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и ее результаты;
— использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи;
— следить за действиями других участников в совместной деятельности. |
Предметные результаты |
Опыт учащихся в художественно-творческой деятельности
|
Второклассник научится:
- различать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- различать основные виды и жанры пространственно-визуальных искусств;
- понимать образную природу искусства;
- эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира;
- применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоит названия ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники;
- передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоит умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;
- овладеет навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображать в творческих работах особенности художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передавать особенности понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. |
Второклассник получит возможность научиться:
— понимать содержание и выразительные средства художественных произведений;
— принимать условность и субъективность художественного образа;
— сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу;
— выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства.
— создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного;
— выбирать характер линий для изображения того или иного образа;
— овладевать на практике основами цветоведения;
— использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании детского портрета;
— использовать приемы пластических средств при трансформации готовых форм предметов в целостный художественный образ.
— создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы;
— видеть и изображать красоту и разнообразие природы, предметов;
— изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
|
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, исполнение им требований нового образовательного стандарта. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- «удовлетворительно/неудовлетворительно», т.е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
- «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Объектом оценки результатов служит, в полном соответствии с требованиями нового стандарта, способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения этих результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых детьми с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний курса «Изобразительное искусство».
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Отметим важность того, чтобы комплект работ второклассника демонстрировал нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров изобразительной деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии, презентации, интерактивные материалы и др.
Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то отдельную неудачу и способствует пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Содержание программы (33 часа)
Учебно-тематический план
|
Содержание программного материала |
Количество часов |
1 |
Чем и как работают художники |
8ч |
2 |
Реальность и фантазия |
8ч |
3 |
О чём говорит искусство |
8ч |
4 |
Как говорит искусство |
8ч |
5 |
Резерв |
1ч |
|
ИТОГО |
33 часа |
|
Наименование разделов |
Количество часов |
Содержание программного материала |
Универсальные учебные действия |
1 |
Чем и как работают художники |
8ч |
Выражение образа через краски, аппликацию, графические материалы, бумагу. Выразительность материалов при работе в объёме. |
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования. |
2 |
Реальность и фантазия |
8ч |
Формирование художественных представлений через изображение реальности и фантазии. Украшение реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии. |
Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу. Выполнять учебные действия в материализованной форме. |
I 3 |
О чём говорит искусство |
8ч |
Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и его характер, выраженные в объёме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера и намерений человека через украшение. |
Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждение чувств печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д. Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к человеку. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа. |
4 |
Как говорит искусство |
8ч |
Цвет как средство выражения. Линия как средство выражения. Ритм как средство выражения. Пропорции. |
Различать основные тёплые и холодные цвета. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости. Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя средства выражения. |
5 |
Резерв |
2ч |
|
|
Критерии оценивания детских работ
Оформление: оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов.
Техника выполнения: оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения.
Техническая реализация: сложность организации работы; соответствие рисунка заданной теме; название рисунка.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Изобразительное искусство: учебник для 2 класса начальной школы / Ашикова С.Г. -М.: Просвещение, 2012.
2. Учимся у великих художников. Альбом заданий и упражнений по изобразительному искусству. 2 класс / Ашикова С.Г. - М.: Федоров, 2013.
Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу:
1. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / СП. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).
Материально-техническое обеспечение программы
Специфическое сопровождение (оборудование):
• репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
• портреты русских и зарубежных художников;
• таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
• таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
• схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
• таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
• открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых;
• стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги, детских работ, книг, таблиц;
• складные мольберты с планшетами;
• демонстрационные столики;
• разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.
Электронно-программное обеспечение:
• электронные библиотеки по искусству, DVD-фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре;
• записи классической и народной музыки;
• специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).
Технические средства обучения:
• компьютер с художественным программным обеспечением;
• цифровой фотоаппарат;
|