Вторник, 22.09.2020, 19:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Учитель начальных классов Анциферова Ольга Петровна

Цитата дня
Меню сайта
Категории
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 60
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Рабочие программы » 3 класс

Русский язык (пояснительная записка)
22.10.2015, 14:15
Пояснительная записка
        Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для  3  класса на 2015 – 2016 учебный год разработана на основе следующих нормативных документов:
-  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО);
- Программа по формированию и развитию универсальных учебных действий  учащихся 1 - 4 классов;
 - Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2010. — 191 с.
- Авторская программа  по русскому языку А.В. Поляковой, Н.А. Песняевой. – М.: «Просвещение», 2011. – 128 с.
Цель:  обеспечить достижение планируемых результатов по русскому языку учащимися 3 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Задачи:
- формировать коммуникативную компетентность учащихся – развитие речи школьников во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех функциях: общения, сообщения, воздействия;
- формировать навыки грамотной, безошибочной речи (устной и письменной);
- формировать у учащихся представления о языке как составляющей целостной картины миры.
Содержание программы учебного предмета  представлено следующими разделами:
 - основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  - орфография и пунктуация;
  - развитие речи.
Курс предполагает формирование у учащихся совокупности понятий, правил, сведений, умений, взаимодействующих между собой:
- умений выбирать адекватные речевые средства: слова, интонацию, темп речи, тембр, жесты и мимику;
- начальных умений ведения разговора (диалога) и выражения собственного мнения (монолога);
- умений различать типы и стили речи;
- умений работать с текстом;
- умений писать изложения и сочинения;
- умений выполнять звукобуквенный разбор слова;
- умений устанавливать соотношения звукового и буквенного состава слова;
- понимания слова как единства звучания, значения и грамматических признаков;
- умений различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- умений выполнять разбор слова по составу;
- умений различать части речи и определять их грамматические признаки: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, предлог, союз;
- умений различать предложение, словосочетание, слово;
- умений находить главные и второстепенные члены предложения;
- умений применять изученные правила правописания.
            Языковой материал призван обеспечить формирование первоначального представления о структуре и нормах русского литературного языка.
         Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности.
Реализация данной программы предполагает учет возрастных особенностей учащихся, усвоение знаний и развитие познавательных способностей учащихся, практическую направленность преподавания.
           В данной программе планируемые результаты классифицируются на результаты базового и повышенного уровня. Планируемые результаты освоения данной программы повышенного уровня обозначены курсивом. Они даются в ознакомительных целях и способствуют расширению кругозора второклассников. То есть они не являются обязательными для усвоения (даются учителем, исходя из уровня подготовленности и познавательных интересов учеников) и не выносятся в требования, предъявляемые к учащимся.
 
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
       Специфика предмета «Русский язык» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
     В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
– познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;
– социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
     Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
– освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
– овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
– воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
     Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
     Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
     Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
    Преобладающими формами контроля являются письменные контрольные работы: диктанты, контрольные списывания, тематические работы, словарные диктанты.
Плановых контрольных уроков - 14:
  • контрольные диктанты – 8;
  • контрольные словарные диктанты – 1; 
  • тематические работы - 2
  • контрольное списывание – 3
Проверочных словарных диктантов – 17.
Развитие речи: изложений – 9 (1 – контрольное), сочинений – 6 (1 – контрольное).
 
Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
     Учебный предмет «Русский язык» относится к образовательной области «Филология».
     Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч, из них в 3 классе 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
     Согласно действующему учебному плану МКОУ М – Минусинской СОШ №7 данная рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
 
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета « Русский язык»
     Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
     В процессе изучения у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
     Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

 
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Русский язык»
Раздел курса Содержание учебного предмета К-во часов Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные умения Универсальные учебные действия
Виды предложений по цели высказывания и интонации. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предло­жения.
Развитие речи: нахождение в текстах эпитетов, пословиц, объяснение смысла пословиц, объяснение значения фразеоло­гизмов, наблюдение за литературными жанрами — сказкой, загадкой, подбор фразеологизмов по заданному значению, выбор заглавия к тексту, работа с планом текста, рассказ по плану, нахождение слов, употреблённых в переносном значе­нии, выразительное чтение текста.
Рассказывание друг другу о видах предло­жений по цели высказывания и интонации.
Подбор заголовка к тексту, работа с пла­ном (закончить план), рассказ текста
3 Развитие речи
Обучающийся научится:
-осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывании в новых речевых ситуациях; выбирать адекватные средства: слова, интонации, теми речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответ­ствии с конкретной ситуацией обще­ния;
-оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного обще­нии на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
-соблюдать в повседневной жизни нормы рече­вого этикета и правила устного общения;
-выражать собственное мнение, обосновывать его;
-владеть начальными умениями ве­дения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внима­ние и т.п.);
-строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выпол­ненной работе;
-применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и быто­вого общения;
-определять последовательность частей текста, составлять план.
Обучающийся получит возможность научиться:
-использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассужде­ние;
-сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
-находить средства связи между предложениями (порядок слов, мес­тоимения, служебные слова, сино­нимы);
-составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
-создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;
-подробно или выборочно пересказы­вать текст;
  • -пользоваться специальной и спра­вочной литературой, словарями, га­зетами, журналами, Интернетом.
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфо­эпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие;
-устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), и словах с непроизносимыми согласными;
-использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками.
Обучающийся получит возможность научиться:
-узнавать позиционные чередования звуков;
-проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова са­мостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов;
-соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседни­ков (в объеме словаря произношения, представленного в учебнике);
 -находить при сомнении в правиль­ности постановки ударения или про­изношения слова ответ самостоя­тельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю,
родителям и др.);
  • -совершенствовать навык клавиатурного письма.
Лексика
Обучающийся научится:
-воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;
-выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать этимологию мотивиро­ванных названий (расширение слова­ря таких слов);
-подбирать синонимы для устране­ния повторов в тексте;
-подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;
-различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
-оценивать уместность использова­ния слов в тексте;
-выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения ком­муникативной задачи;
-различать в тексте омонимы (на практическом уровне);
-понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;
-ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
-различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
-находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Обучающийся получит возможность научиться:
-находить в словах окончание, основу, корень приставку, суффикс, пост­фикс соединительные гласные в сложных словах;
-узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;
-понимать смысловые, эмоциональные изобразительные возможности суффиксов и приставок;
-оценивать правильность разбора слов по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
-различать изменяемые и неизменяемые слова;
-находить начальную форму имени существительного;
-определять грамматические приз­наки имен существительных - род, число, падеж, склонение;
-находить начальную форму имени прилагательного;
-определять грамматические приз­наки прилагательных - род, число, падеж;
-различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», находить начальную (неопределенную) форму глагола;
-определять грамматические признаки глаголов - форму времени; чис­ло род (в прошедшем времени).
Обучающийся получит возможность научиться:
-выполнять морфологический раз­бор имен существительных, имен прилагательных,  глаголов по предложенному  в учебнике алгоритму;
-оценивать правильность проведения морфологического разбора;
-устанавливать связь между упот­ребленным в тексте местоимением (личным) и существительным, на ко­торое оно указывает;
-определять функцию предлогов: об­разование падежных форм имен суще­ствительных;
-устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
Синтаксис
Обучающийся научится:
-словосоче­тание и слово;
-устанавливать при помощи смысло­вых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
-находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без де­ления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однород­ными членами.
Обучающийся получит возможность научиться:
-различать второстепенные члены предложения - определение, дополне­ние;
-выполнять в соответствии с пред­ложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксичес­кий), оценивать правильность  разбора;
-устанавливать связи при помощи смысловых вопросов между словами в словосочетании и предложении;
-использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
-применять ранее изученные правила правописания, а также:
-непроизносимые согласные;
-непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными;
-гласные и согласные в неизменяе­мых на письме приставках;
-разделительные ъ и ь;
-безударные окончания имен прилагательных;
-не с глаголами;
-раздельное написание предлогов с другими словами;
-определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);
-безошибочно списывать текст;
-писать под диктовку текст в соот­ветствии с изученными правилами правописания;
-проверять собственный и предло­женный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
-применять правила правописания:
-ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);
-гласные в суффиксах -ик, -ек;
-соединительные гласные о, ев слож­ных словах;
-запятые при однородных членах предложения;
-объяснять правописание безударных падежных окончаний имен суще­ствительных (кроме существитель­ных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
-объяснять правописание безударных падежных окончаний имен при­лагательных;
-осознавать место возможного воз­никновения орфограммы;
-подбирать примеры с определенной орфограммой;
-при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфогра­фических или пунктуационных оши­бок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;
-при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах;
  • -различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, зна­ние фонетических особенностей орфограммы, использование орфогра­фического словаря.
Личностные УУД
У обучающихся будут сформированы:
-ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
-интерес к познанию русского языка;
-ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
-предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность сво­ей деятельности на основе предло­женных критериев;
-осознание ответственности челове­ка за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
-развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
-представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
-понимание нравственного содержания собственных поступков, поступ­ков окружающих людей;
-ориентация в поведении на приня­тые моральные нормы;
-понимание чувств одноклассников, учителей;
-понимание красоты природы Рос­сии и родного края на основе знаком­ства с материалами курса по русско­му языку.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов реше­ния учебной задачи;
-способности к самооценке на основе критериев успешности учебной дея­тельности;
-сопереживания другим людям;
-следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-осознания своей гражданской иден­тичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
-чувства прекрасного и эстетичес­ких чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
-контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
-отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
-вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
-действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться:
-самостоятельно находить нес­колько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно - образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
-самостоятельно адекватно оцени­вать правильность выполнения дей­ствия и вносить необходимые кор­рективы в исполнение в конце дейст­вия с учебным материалом;
-на основе результатов решения ре­чевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужного иллю­стративного и текстового материала в дополнительных изданиях, реко­мендуемых учителем;
-осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
-пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литера­туре;
-строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
-находить в содружестве с одноклас­сниками разные способы решения учебной задачи;
-воспринимать смысл познаватель­ных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной за­дачей;
-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составле­ние целого из частей;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объек­тов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указа­нии и без указания количества групп;
устанавливать причинно-следст­венные связи в изучаемом круге явле­ний;
-понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
-обобщать (самостоятельно выде­лять ряд или класс объектов);
-подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уров­ня обобщения (например: предложе­ние, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
-проводить аналогии между изучае­мым материалом и собственным опы­том.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с зада­ниями учителя с использованием ре­сурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
-записывать, фиксировать инфор­мацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
-создавать и преобразовывать мо­дели и схемы по заданиям учителя;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объек­тов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
-строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
-ориентироваться на позицию парт­нера в общении и взаимодействии;
-учитывать другое мнение и пози­цию;
-договариваться, приходить к обще­му решению (при работе в паре, в группе);
-контролировать действия партнера;
адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказы­вание (при возможности сопровож­дая его аудиовизуальной поддерж­кой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности, средства и инстру­менты ИКТ и дистанционного обще­ния;
-допускать возможность существо­вания различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодей­ствии;
-стремиться к координации различ­ных позиций в сотрудничестве;
-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
-оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
-использовать речь для планирова­ния своей деятельности.
 
 
Понятия о подлежащем и сказуемом: при­знаки подлежащего и сказуемого, роль в предложении. Какими частями речи могут быть выражены главные члены предложе­ния? Роль второстепенных членов предло­жения. Предложения распространённые и нераспространённые. Разбор предложения по членам предложения. Связь главных членов предложения с второстепенными.
Развитие речи: составление предложений с заданными словами, по рисунку, работа с фразеологизмами, объяснение смысла пословиц, нахождение образных сравнений и крылатых выражений в тексте, слов, употреблённых в переносном значении, вы­разительное чтение текста, рассказывание по рисункам, составление плана к расска­зу, наблюдение за литературными жанра­ми — сказкой, загадкой, стихотворением, басней.
9 + 2 резерв
Понятие о корне как главной части слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень — общая часть родственных слов. Подбор однокоренных слов к име­нам существительным, именам прилага­тельным, глаголам. Нахождение корня в слове.
Развитие речи: чтение и объяснение смыс­ла фразеологизмов; нахождение в тексте слов, употреблённых в переносном значе­нии; наблюдение за литературными жанра­ми — скороговоркой, загадкой, стихотворе­нием; составление предложений с задан­ным словом.
4
Понятие о суффиксе. Работа суффикса в слове. Образование слов с суффиксами -ик-, -ек-, -очк-, -ечк, -к-, -ок-, -ушк-, -юшк-, -н-, -еньк-, -ник-, -ниц-. Чередо­вание звуков в корнях слов при их обра­зовании. Правописание суффиксов -ик-, -ек-. Обозначение суффиксов в слове.
Развитие речи: определение жанров текс­та — дразнилки, колыбельной, скорого­ворки, заклички; объяснение значения фразеологизмов; наблюдение за смысло­вым оттенком, который придают словам суффиксы; наблюдение за литературными жанрами — загадкой, стихотворением, басней; определение наличия в тексте ди­алога (монолога); определение типа текс­та — повествование, описание.
7
Понятие приставки. «Работа» приставки в слове. Написание разделительного ъ в при­ставках. Написание приставки с-, приставок с буквами о, а. Правописание пар­ных согласных в приставках. Подбор однокоренных слов с приставками с-, от-, об-, по-, о-, про-, до-, под-. Обо­значение приставки в слове.
Развитие речи: наблюдение за жанрами литературного языка — загадкой, стихо­творением, скороговоркой, сказкой; рабо­та с устойчивыми сочетаниями слов — фразеологизмами.
8 + 2 резерв
Отличие приставки от предлога. Роль при­ставки и предлога в речи. Наблюдение за предлогами и приставками в речи. Напи­сание предлога и приставки со словами.
Развитие речи: подбор синонимов к фразеологизмам; объяснение значения фразеологизмов.
3
Понятие об окончании. Работа окончания в языке. Наблюдение за изменением окончаний. Формы слова. Начальная фор­ма слова. Нулевое окончание. Нахождение окончания в слове. Обозначение окончаний.
Развитие речи: чтение и объяснение смыс­ла пословиц; работа с загадками; составле­ние предложений с данными словами
4
Понятие об основе слова. Алгоритм вы­полнения разбора слова по составу. Ко­рень как главная часть основы слова. Об­разование слов разными способами.
Развитие речи: объяснение значения фразеологизмов, деление текста на части, рас­сказывание текста с использованием опор­ных слов, написание изложения текста.
6
Обозначение долгих согласных звуков дву­мя буквами. Перенос слов с буквами двойных согласных звуков. Образование однокоренных слов от слов с двойными согласными. Подбор однокоренных слов с двойными согласными.
Развитие речи: работа с загадками, ско­роговорками; составление предложений со словами с двойными согласными; работа с устойчивыми сочетаниями слов — фра­зеологизмами.
5
Понятие о сложных словах. Образование сложных слов. Соединительные буквы о и е в сложных словах — орфограммы.
Развитие речи: нахождение в авторском тексте образных сравнений; составление предложений из заданных слов, составле­ние рассказа из этих предложений; на­блюдение за литературным жанром — сти­хотворением, загадкой.
5
Наблюдение за произношением парных согласных в середине слова и обозначени­ем их на письме. Необходимость провер­ки парных согласных в середине слова. Правописание парных согласных звуков в середине слова. Проверяемое и провероч­ное слова. Объяснение орфограмм на мес­те пропуска букв.
Развитие речи: наблюдение за литератур­ными жанрами — загадкой, стихотворени­ем; подбор фразеологизмов по заданному значению, объяснение значения фразеоло­гизмов; подбор антонимов к прилагатель­ным.
10 + 2 резерв
Какие согласные звуки называются непроизносимыми? Буквы на месте непроизно­симых согласных — орфограммы. Провер­ка написания слов с непроизносимыми согласными. Проверочные и проверяемые слова. Подбор слов с непроизносимыми согласными. Объяснение орфограмм на месте пропуска букв. Орфограммы, прове­ряемые одним и тем же способом.
Развитие речи: составление предложений с заданными словосочетаниями; составле­ние предложений со словами с непроиз­носимыми согласными; наблюдение за литературным жанром — сказкой; объяс­нение значения фразеологизма, написание фразеологизма по данному значению; раз­личение стиля текста (художественный, научный).
7 + 2 резерв
Понятие о словоизменении. Понятие о сло­вообразовании. Их различия. Упражнение в словоизменении и словообразовании.
Развитие речи: наблюдение за литератур­ным жанром — сказкой; подготовка к уст­ному изложению (дома, по плану); деление текста на части, озаглавливание частей текста; составление плана рассказа.
4 + 1 резерв
Склонение как изменение имён существительных по падежам. Падежные вопросы. Начальная форма имени существительно­го. Косвенные падежи. Падежи, в которых имена существительные употребляются с предлогами. Вопросы к именам существи­тельным с предлогами.
Развитие речи: наблюдение за литератур­ным жанром — стихотворением, сказкой; составление предложений с заданным сло­вом.
5 + 2 резерв
Зависимость склонения имен существи­тельных от их рода. Определение склоне­ния имени существительного. Признаки 1-го склонения имён существительных. Признаки 2-го склонения имён существи­тельных. Признаки 3-го склонения имён существительных. Определение склонения имени существительного, стоящего в кос­венном падеже.
Развитие речи: нахождение в текстах об­разных сравнений, озаглавливание текста, объяснение значения фразеологизма.
7
Различия именительного и винительного падежей. Окончания имён существитель­ных 1-го склонения в винительном падеже. Родительный падеж имён существитель­ных 1-го склонения. Написание ударных и безударных окончаний имён существитель­ных в одном и том же падеже. Дательный и предложный падежи. Окончания имён существительных 1-го склонения в датель­ном и предложном падежах. Творительный падеж. Окончания имён существительных в творительном падеже. Употребление пред­логов в разных падежах.
Развитие речи: наблюдение за жанром литературной речи — сказкой, загадкой; объяснение смысла пословиц; нахождение слов, употреблённых в переносном значе­нии, объяснение их смысла; объяснение значения фразеологизмов, запись фразеоло­гизмов по заданному значению; составле­ние предложений по рисунку; озаглавливание текста; написание изложения-описания внешнего вида животного; составление сло­восочетаний при помощи предлогов; со­ставление предложений с данными сущест­вительными в указанных падежах с предло­гами.
16 + 1 резерв
Определение падежа одушевлённого существительного 1-го склонения во множест­венном числе
Развитие речи: наблюдение за литератур­ным жанром — стихотворением; составле­ние плана к тексту, рассказывание по плану.
2
Склонение имён существительных муж­ского рода с нулевым окончанием. Мяг­кий и твёрдый типы склонения. Имени­тельный, родительный и винительный па­дежи существительных 2-го склонения. Творительный и предложный падежи су­ществительных 2-го склонения. Правопи­сание безударных окончаний существи­тельных 2-го склонения (наблюдение).
Развитие речи: наблюдение за литератур­ными жанрами — загадкой, стихотворени­ем, скороговоркой; объяснение значения фразеологизмов; составление словосочета­ний и предложений с заданными словами.
6 + 2 резерв
Сходство склонения существительных на -й и существительных 2-го склонения мужского рода с нулевым окончанием. Склонение имён существительных на -й. Правописание окончаний имён существи­тельных на -й. 2
Наблюдение за окончаниями существи­тельных после букв, обозначающих шипя­щие звуки и звук [ц], в ударной и безу­дарной позиции.
Развитие речи: наблюдение за литератур­ным жанром — стихотворением; составле­ние словосочетаний и предложений по те­ме; объяснение значения фразеологизмов.
2 + 1 резерв
Признаки члена предложения — дополне­ния. Нахождение дополнений в предложе­ниях, текстах.
Развитие рении: составление окончания рассказа
2
Наблюдение за окончаниями имен существительных мужского рода во множествен­ном числе, а также 1-го и 2-го склонения во множественном числе.
Развитие речи: наблюдение за жанром литературной речи — стихотворением; на­писание изложения по плану; работа с фразеологизмами.
4
Склонение имён существительных муж­ского и среднего рода в единственном и множественном числе (наблюдение). Пра­вописание окончаний имён существитель­ных 2-го склонения в творительном падеже в единственном числе и в предложном падеже.
Развитие речи: объяснение смысла по­словиц; составление предложений с суще­ствительными в указанном падеже.
5 + 1 резерв
Понятие определения. Части речи, кото­рыми могут быть выражены определения. Нахождение определений в предложениях.
Развитие речи: составление предложений с данными определениями; подбор сино­нимов и антонимов к прилагательным; наблюдение за особенностями загадок, стихотворений; нахождение в тексте об­разных сравнений.
5
Понятие об однородных членах предложе­ния.
Нахождение однородных членов в предло­жениях. Однородные подлежащие, сказуе­мые, дополнения, определения.
Развитие речи: наблюдение за жанрами литературной речи — стихотворением, сказкой; составление предложений с од­нородными членами; запись фразеологиз­мов по значению
3
Наблюдение за способами соединения од­нородных членов. Правила расстановки знаков препинания при однородных членах.
Развитие речи: составление предложений с однородными членами, наблюдение за особенностями загадок.
2 + 2 резерв
Падежные окончания имён существитель­ных 3-го склонения. Правописание окон­чаний существительных 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.
Развитие речи: составление словосочета­ний и предложений с именами сущест­вительными 3-го склонения, наблюдение за особенностями загадок.
3
Наблюдение за падежными окончаниями существительных 3-го склонения. 2 + 2 резерв
Правописание имён существительных 3-го склонения с шипящим звуком на конце.
Развитие речи: наблюдение за особен­ностями сказок; объяснение значения фразеологизма.
2
Понятие об имени числительном. Количе­ственные числительные. Порядковые числительные. Изменение порядковых числи­тельных по числам, родам, падежам. Пра­вописание имён числительных.
Развитие речи: правильное употребление в речи имён числительных, составление предложений с именами числительными.
4
Выделение главной мысли текста. Озаглавливание текста. Нахождение слов с пе­реносным значением. Расположение час­тей текста в нужной последовательности. Понятие реплики. Жанры текста. Стили речи. Типы текста 3
Автомобиль, адрес, аккуратно, аллея, аптека, багаж, библио­тека, болото, ботинки, вагон, валенки, везде, вокзал, воск­ресенье, восток, впереди, вчера, герой, горячий, готов, до­рога, до свидания, жёлтый, животное, завтра, запад, засеять, здесь, здравствуйте, земляника, инженер, интересный, кар­тина, кастрюля, квартира, килограмм, комбайн, космонавт, космос, костёр, лестница, магазин, медленно, месяц, ме­талл, метро, морковь, назад, налево, направо, обед, огурец, осина, отец, песок, победа, прекрасный, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, растение, решать, рисунок, север, се­годня, соловей, солома, столица, тарелка, театр, телефон, теперь, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, урожай, фут­бол, хоккей, хороший, четверг, чёрный, шоссе, шофёр, экс­курсия

Материально – техническое обеспечение учебного предмета
 1. Книгопечатная продукция
2. Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
- компьютер;
- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
3. Оборудование класса:
-ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев; стол учительский с тумбой; шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; настенные доски для вывешивания иллюстративного материала; подставки для книг, держатели
для схем и таблиц и т. д.
 
Учебно – методическое обеспечение
 1.Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 3 класс: В 2 ч.
2.Полякова А.В., Песняева Н.А. Русский язык: Рабочие программы. 1-4 классы.
3.Полякова А.В. Русский язык в начальной школе: 1-4 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя.
4.Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образовании. Приказ № 373 от 06 октября 2009 года.
6.Основная образовательная программа начального общего образования.
7.Программа по формированию и развитию универсальных учебных действий  учащихся 1 - 4 классов.
8.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2010. — 191 с. — (Стандарты второго поколения).
9.Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: «Федоров». 2011. – 224 с.

 
Категория: 3 класс | Добавил: antsiferova1957
Просмотров: 245 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Жизнь сайта

Copyright MyCorp © 2020
uCoz