Приветствую Вас Гость | RSS

Учитель начальных классов Анциферова Ольга Петровна

Цитата дня
Меню сайта
Категории
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Рабочие программы » 3 класс

Литературное чтение (пояснительная записка)
22.10.2015, 18:33
Пояснительная записка
 
     Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по литературному чтению, программы В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение» , рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (система общего развития Л. В. Занкова) и с учётом стандарта начального общего образования по литературному чтению.
    Работа по данному курсу обеспечивается УМК:  Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 3 класса: В 2 частях. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»., 2012
     Тематическое планирование по литературному чтению рассчитано на 140 часов (35 недель по 4 часа в неделю).
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением в системе Л. В. Занкова, решаются следующие задачи:
  • расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
  • воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров;
  • обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нем;
  • создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности;
  • развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами
  •  восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения);
  • их интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания);
  • собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему).
     В 3 классе продолжается работа по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Особенностью работы в третьем классе является формирование общего представления о специфике основных жанров литературы и фольклора, об истории их становления. Закладываются основы изучения литературного процесса. Произведения включаются в литературно-исторический контекст путём сравнений и аналогий. Сопоставляя художественные произведения разных времён и народов, произведения разных авторов на одну тему, произведения одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, школьники продвигаются в литературном развитии и в общем развитии в целом. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Основной литературой для анализа является по-прежнему классическая и современная детская литература, русская и зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет мифологии и фольклора разных народов, а также за счет литературы, которая одинаково близка и понятна и детям, и взрослым.
     Итогом третьего года обучения должно стать осознание движения литературного процесса, общих корней и путей развития литературы разных народов
     На протяжении третьего  года обучения происходит дальнейшее накопление читательского опыта, продолжается развитие техники чтения на основе смысловой работы с текстом.
 
Содержание программы
Мифология. Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Бинарные представления в мифе как основной способ структурировать мир, «двоемирие». Разделение на зоны пространства (верхний, сред ний, нижний мир) и времени (сезоны, возрастные периоды). Представления о Мировом дереве, связующем миры. Представления о тотемных животных и растениях как прародителях человека. Устойчивая символика числа и цвета. Миф как способ поддержания существующего природного порядка с помощью обряда и магического текста. Синтез искусств в обряде, синкретическое искусство древности. Международные мифологические сюжеты.
Устное народное творчество. Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Функциональная особенность каждого жанра. Древняя вера в магию слова. Магическое воздействие на мир в обряде. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу. Изначальный магический смысл считалки. Назначение и особенности пословиц, поговорок, побасенок. Нравоучительный смысл. Выразительные средства, способы вынесения нравственной оценки. Представление об антитезе. Пословицы других народов. Смысловые параллели при разном языковом оформлении. Выражение мудрости и жизненного опыта народа. Положительный и негативный смысл пословиц и поговорок. Наблюдение за монологом и диалогом в разных жанрах. Сочинение рассказов к выбранным пословицам. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Общие черты фольклора разных народов. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Связь фольклора и литературы. Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке.
Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (уход героя из дома, сказочная дорога, испытания, по мощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости). Любимые народные сказки. Придумывание варианта или продолжения к сказке. Изменение конца сказки в соответствии с собственным видением.
Сказка о животных. Этиологическая сказка о животных, объясняющая особенности внешнего вида и повадки животных. Исторический и жизненный опыт народа в сказке. Откуда в сказке магия. Волшебные числа. Волшебные помощники. Следы обряда и мотивы мифа в сказке. Отражение взглядов на мир и общество. Докучные сказки  игра с застывшими правилами сказки.
Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе.
Авторская сказка. Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Авторские «объяснительные» сказки. Средства выражения авторского отношения к изображаемому в сказке. Авторская оценка героя. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке). Общие мотивы в сказках разных народов.
Сказочная повесть. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с рассказом: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности.
Рассказ. Развитие представлений о жанре рассказа. Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.
Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (определения), контраста, звукописи, гиперболы и повтора.
 
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
У обучающегося будут сформированы:
– интерес к содержанию и форме художественных произведений;
– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
– основы  эмоционального сопереживания  прочитанному или услышанному художественному произведению;
– эмоциональное отношение  к чертам характера  и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
–  чувство  сопричастности  своему  народу;
–  понимание моральных норм   при оценке   поступков  героев  литературных произведений;
 – общее представление о мире разных профессий,  их  значении  и  содержании.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– понимания  необходимости учения, важности чтения для современного человека;
–чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;                                                                                                                                                       – понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы;
–  понимания  своей  семейной  и  этнической идентичности;
– любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;
– чувства  ответственности за  мир природы;
– умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;
– первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;
 – понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 3-ем классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
– выбирать   способы   работы  с  текстом  в  зависимости  от учебной   задачи;
– выбирать  способы  работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;
– произвольно строить  устное и письменное  высказывание с учетом  учеб ной задачи;
–самостоятельно работать  с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное  время;
– соотносить внешнюю оценку и самооценку.
Обучающийся получит возможность научиться:
–  самостоятельно  выделять  и  формулировать познавательную цель;
– осуществлять планирование  своей деятельности на основе заданных целей;
– проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения   учебного  материала  каждого раздела  программы;
– осуществлять самооценку   и  адекватно оценивать действия  окружающих.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
 –  отличать    художественный  текст от научного и научно - популярного;
– пересказывать текст по плану;
– структурировать знания при сопоставлении текстов;
–  применять схемы,   таблицы    как способ   представления,  осмысления и обобщения информации;
– применять известные понятия к новому материалу, формулировать вы воды;
– искать  информацию, представлять найденную  информацию;
– уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
–  знать  разные  виды  словарей,  справочников,  энциклопедий.
Обучающийся получит возможность научиться:
– пересказывать близко  к тексту  не большие по объему и разные по жанру тексты;
– понимать структуру  построения рассуждения;
– воспринимать целостную информацию  благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
– проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться  в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
– проводить  аналогии  между изучаемым материалом и собственным опытом;
– создавать художественные тексты разных  жанров в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
–  выражать свои   мысли   в  устной и письменной речи, в монологе  и диалоге, использовать доступные  речевые средства  в соответствии с задачей  высказывания;
– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
– участвовать в учебном диалоге;
– принимать участие  в коллективном выполнении заданий,   в  т.ч.  творческих; участвовать в проектах,  инсценировках, спектаклях;
– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выражать свое мнение  о проблемах и явлениях жизни, отраженных  в литературе;
– устно  и письменно  выражать  впечатление  от прочитанного (аннотация,  страничка читательского дневника);
– проявлять самостоятельность в групповой работе;
–  контролировать   свои   действия в коллективной работе;
– выбирать   способы  деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию  относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
– читать  правильно и  выразительно целыми  словами  вслух и про себя;
– читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;
– ориентироваться в тексте, находить в  нем  повествование, описание,   рас суждение;
– кратко   пересказывать  текст,  отвечать на вопросы  по тексту и формулировать свои вопросы;
– отличать  произведения устного  на родного  творчества от авторских произведений;
–  определять жанр   литературного произведения (сказка,   сказочная по весть,  рассказ,  стихотворение), называть основную  тему;
– узнавать   при  слушании  и  чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;
– характеризовать героев  произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;                                                                                     
 – выявлять авторское отношение к герою;
– понимать  специфику прозаических и поэтических текстов;
– соотносить главную мысль и название произведения;
– находить портрет и пейзаж в произведении;
–  видеть  особенности  юмористических текстов;
– соотносить   основное   содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.
Обучающийся получит возможность научиться:
– пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;
– сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
– представлять особенности устного народного  творчества   по  сравнению с авторским;
– осознавать  особенности  характера героя в народной  и авторской сказке;
– находить  способы  создания  характера и изображения внутреннего мира   героя  в  произведениях разных жанров;
– понимать возможности литературы  передавать сложное  настроение, изображать развитие чувства;
– понимать особенности жанра басни;
– определять роль портрета и пейзажа в произведениях;
–  находить  в  юмористических  текстах приемы создания  комического;
-  оценивать  поступки героя и отношение автора к нему.
 
Требования к уровню подготовки учащихся  к концу 3-го года обучения
Должны знать:                                                                                                                                       
•    наизусть 10–12 стихотворений разных авторов;
•    имена 4–5 классиков русской и зарубежной литературы;
•  имена 4–5 современных писателей (поэтов); название и содержание их произведений, прочитанных в классе;
•    названия и содержание нескольких произведений любимого автора.
Уметь:
•    читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
•    различать малые жанры фольклора;
• находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературе;
•    отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;
•    характеризовать героев произведений, сравнивать характеры героев разных произведений;
•    выявлять авторское отношение к герою;
•    рассказывать о любимом литературном герое;
•    устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного.
Владеть компетенциями:
•    коммуникативной,
•    личностного саморазвития,
•    смыслопоисковой.
Уметь решать следующие жизненно-практические задачи:
  • работать с разными источниками информации;
  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельно выбирать книги для чтения;
  • декламировать произведения;
  • осмысливать цели чтения;
  • создавать произведения собственного сочинения.
 Учебно-тематический план
 
№ п/п Наименование раздела Всего часов
1 Человек вступает в неизведанный мир 19
2 В единой семье всего живого 20
3 Открываем мир заново 22
4 Времена, когда звери говорили 24
5 Всмотрись в мир своей души 19
6 Пересоздаем мир в творчестве 15
7 Без тебя мир неполный 21

Работа  по  данному  курсу  обеспечивается УМК:
1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2012г.
2. Хрестоматия по литературному чтению для 3  кл./ Автор составитель В.Ю. Свиридова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2012г.
3. Свиридова В.Ю. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 3 кл..- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2012г.
4. Чуракова Н.А. Волшебный мир картины: Методическое пособие по использованию слайдов. – М.: ЗАО ЦОР.
5. Набор диапозитивов (подбор Н.А.Чураковой). – М.: «Центр «Планетариум».
Волшебный мир картины: Иллюстративный материал (компакт диски)

 
Категория: 3 класс | Добавил: antsiferova1957
Просмотров: 919 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Block content
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 66
Жизнь сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz